Любовь Александровна Дмитриева
Проект «Город профессий» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Город ПРОФЕССИЙ
Сколько профессий и все хороши :
Каждый способен найти для души
Составили воспитатели: Л. А. Дмитриева, М. А. Махова
Паспорт проекта
Вид Долгосрочный
Тип Социально – значимый, творческий, познавательный, информационный.
Срок реализации 01.09.2020 – 30.03.2021 г.
Возрастная категория 4 - 5 лет
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Участники Воспитанники, коллектив педагогов ДОУ, родители
Продукт Макет «Кидбург - город где живут дети»,
Макет «Детский сад»,
Лэпбук «Город «Профессий»,
фотоальбом «Профессии родителей».
Пояснительная записка
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан педагогический проект «Город профессий».
Цель проекта :
• Развитие у детей интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы, а также вовлечение родителей в проектную деятельность группы.
Задачи:
• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
• Обогащение РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т. д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта;
• Развивать коммуникативные способности.
• Обогащать словарный запас детей.
• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
• Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам.
Основные средства:
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
• Обогащение РППС.
Форма реализации программы:
• сюжетно - ролевые, дидактические игры
• тематические занятия
• игры - викторины о профессиях
• просмотр интерактивных экскурсий
• проектная деятельность
• прогулки
• индивидуальная работа
• ознакомление с художественной литературой
• конструирование из бумаги, природного и бросового, строительного материала, аппликации и рисование
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный этап (организационный)
II этап – Основнойэтап
III этап –Заключительный этап
Подготовительный этап (организационный)
• Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
• Определение интерактивных экскурсий, подготовка видео материала к их проведению.
• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
• Насыщение развивающей предметно пространственной среды группы тематическим содержанием.
Основной этап реализации проекта
Реализация тематического плана через онлайн посещение социальных структур.
Организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.
Привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий, по изготовлению альбома «Профессии родителей».
Планирование мероприятий с детьми
Тема Цели Форма проведения Сроки
Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям Выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка. Беседа, рассматривание сюжетных картинок, книг.
Сентябрь
«Профессии
сотрудников детского сада»
Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.
Беседа
«Кто работает в детском саду» (Приложение 1,
экскурсия по детскому саду, презентация
«Профессии в детском саду»
моделирование
макета
«Детский сад»
Основные понятия: воспитатель, медсестра, прачка, повар, дворник, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. Сентябрь
«Врач» «Медицинская сестра» Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
ООД «Знакомимся с профессией врача»
(Приложение 2)
ООД «Знакомимся с профессией медсестры»
(Приложение 3)
онлайн экскурсия в больницу
(Приложение 4,
Сюжетно ролевая игра «Поликлиника».
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. Октябрь
«Фармацевт» Обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Беседа, онлайн экскурсия в аптеку.
(Приложение 4)
Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»
Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.
Ноябрь
«Дворник» Познакомить с профессиональной деятельностью дворника. Беседа, наблюдения. Основные понятия: дворник, метла, грабли, тележка, снегоуборочная машина
«Полицейский» Познакомить детей с профессией полицейского.
Рассказать о роли полиции в жизни людей.
Познакомить детей с различными службамиполиции.
Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии.
ООД «Полицейский»
(Приложение 5)
Беседа.
Основные понятия:
постовой, участковый, следователь, инспектор, жезл, преступник, хулиган.
«Ветеринар» Дать представление об особенностях профессии ветеринарного врача;
- воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. ООД «Ветеринар»
(Приложение 6, беседа, онлайн экскурсия в ветеринарную клинику.
(Приложение 4)
Основные понятия:
Ветеринар, ветеринарная клиника, смотровой кабинет
лаборатория,
кабинет УЗИ, рентген-кабинете,
операционная,
стационар. Декабрь
«Почтальон»
«Оператор связи»
Знакомить детей с почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы. Беседа, онлайн экскурсия почтового отделения.
(Приложение 4)
Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.
Декабрь
«Строитель» Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. Онлайн экскурсия «Мир строительных профессий»
(Приложение 4)
Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень Декабрь
«Пожарный» Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного Беседа «Пожарный»
(приложение 7)
виртуальная экскурсия в пожарную часть.
(Приложение 4)
Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.
Январь
Февраль
«Швея» Формировать представления о данной профессии, о важности и значимости их труда. ООД "Путешествие на швейную фабрику"
(Приложение 8)
Презентация «Швейная фабрика»
(Приложение 9)
Основные понятия:
материал, швейная машина, выкройка, художник – модельер, ателье, фасон, мода
«Профессия - военный»
Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;
-расширять представления детей о Российской армии;
-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;
-знакомить с разными родами войск. Беседа «Профессия военный»
(Приложение 10)
Видео презентация «Военные профессии»
(Приложение 4)
Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники,
героизм, патриотизм.
Участие в муниципальном конкурсе рисунков
«Моя будущая профессия» Содействие в профессиональной ориентации детей, популяризация профессий. (Приложение 11) Февраль
«Парикмахер»
«Косметолог» Знакомить с профессиями : парикмахер, косметолог
ООД «Профессия - парикмахер»
(приложение 12,
сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. Март
"Все профессии нужны, все профессии важны"
Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. Игровая программа
КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»
(Приложение 13)
Март
Диагностика
«Представления о труде взрослых»
Изучения уровня информированности детей о труде взрослых. Диагностика по методике
Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых»
(приложение 14)
Март
План по взаимодействию с семьями воспитанников
Проявление интереса родителей к работе педагогов с детьми по данному проекту.
Включение в процесс сбора информации, наглядного материала.
Привлечение родителей к проектной деятельности, знакомству с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек, других родственников.
Участие родителей в подборе фотоматериалов для фотоальбома «Профессии родителей».
Консультации для родителей Цель Форма проведения: Сроки
«Профориентация детей в дошкольном образовании» Познакомить родителей с планом работы ДОУ по профориентации детей Консультации
(Приложение 15)
Сентябрь
Собрать фотоальбом «Профессии родителей» Привлечение родителейв подборе фотоматериалов для фотоальбома Презентация альбома с фотографиями, где и кем работают их родители.
(приложение 16) Октябрь
«Игра в профессии жизни ребенка»
Познакомить родителей с играми (сюжетно - ролевыми, дидактическими) Родительское собрание
В онлайн группе
Ноябрь
«Все работы
хороши – выбирай на вкус» Привлечь родителей к совместному творчеству
Тематическая выставка Декабрь
«Знакомим детей с профессиями»
Вызвать интерес у родителей по ознакомлению детей с профессиями. Консультация
(Приложение 17) Январь
Участие в муниципальном конкурсе «Неопалимая купина»
Привлечь родителей к совместному творчеству
Тематическая выставка рисунков и поделок.
(Приложение 18) Февраль
Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями Вовлечь родителей к совместнойработе
Консультация. Изготовление буклетов.
(Приложение 19) Февраль
Орудие труда. Профессии. Консультация
(Приложение 20) Март
Подготовить материал к отчету о проделанной работе Апрель
Работа с педагогами ДОУ
Создание РППС. (Приложение 21)
Изготовление дидактического и раздаточного материала.
Разработка серии картотек для детей группы :
Картотека сюжетно - ролевых игр (Приложение 22)
Картотека дидактических игр (Приложение 23)
Профессии. Детские развивающий журнал. (Приложение 24)
Детям о профессиях. Беседы. (Приложение 25)
Загадки о профессиях (Приложение 26)
Картотека речевых игр (Приложение 27)
Профессии детского сада (Приложение 28)
Стихи детям о профессиях (Приложение 29) В течение реализации проекта
Обмен опытом в профессиональных педагогических интернет-сообществах
Участие в системе методической работы
Обобщение педагогического опыта, выступление на педсовете
Деловая игра
«Наука это мы» (Приложение 30) февраль
Конкурс для педагогов ДО
Разработка авторских интерактивных компьютерных игры «Знакомство с профессией»(Приложение 31) Февраль - март
Деловая игра «Калейдоскоп профессий»(Приложение 32) Март
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
• Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости.
• Формирование чувства признательности и уважения к труду взрослых, познавательная активность, интерес к профессиям взрослых.
• Расширение и обогащение словарного запаса детей.
• Умение самостоятельно организовывать детьми сюжетно – ролевые игры на основе полученного опыта в ходе изучения профессий.
• Обогащение предметно-пространственной развивающей среды (создание уголка профессии).
• Взаимодействие детского сада с социальными партнерами.
• Наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своихродителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
• Узнавать и называть профессии и место работы родителей.
• Владеть обобщающим понятием «профессия».
• Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.
Для родителей:
• Успешное взаимодействие со своими детьми;
• Выставка фотографий о профессиях родителей группы;
• Консультация по запросу родителей.
Для педагогов:
• Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
• Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
• Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Заключительный этап
Изготовление макета «Кидбург - город где живут дети», «Детский сад»;
Создание лэпбука «Город «Профессий»;
Составление фотоальбома «Профессии родителей»;
Подведение итогов и анализ результатов проекта.
Подведение итогов
Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»
Результат проекта
«Город профессий» - реализовал все поставленные задачи,показал свою эффективность для детей.
Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного.
Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда)
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Думаем, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, незастанет детей врасплох.
Список литературы
1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,
2. М. А. Васильева. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 368
3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебнометодическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев". 2016. – С. 52
4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Р н/Д, 2016. - С. 506
5. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Л. В. Куцакова. - Мозаика-Синтез, 2017г. - С. 128
6. Пасечников, Т. В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие/ Т. В. Пасечников. – Самара: Изд-во ЦПО, 2018. – С. 45