светлана рулёва
Проект «Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья школьников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ ССОН «Автозаводский дом для детей «Надежда»
Проект
«Дыхательная гимнастика как средство
укрепления здоровья школьников с ОВЗ»
«Вся наша планета дышит!»
Воспитатель
коррекционного отделения
Рулева Светлана Владиславовна
г. Нижний Новгород
2023г.
Тема проекта : «Дыхательная гимнастика, как средство укрепления здоровья школьников с ОВЗ»
Темочки:
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Дыхание – это жизнь. Действительно, если организм может обходиться без воды несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Поэтому во всех оздоровительных системах огромное внимание уделяется овладению, навыкам правильного дыхания, которое является залогом физического и психического здоровья.
Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма.
Различные физические нарушения (деформация грудной клетки, искривление позвоночника, нарушение осанки, и. др.) создают дополнительные препятствия дыханию. В этих случаях дыхательная гимнастика, физические упражнения могут быть основными реабилитирующими средствами. Укрепление дыхательной мускулатуры детей, повышает их сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.
Актуальность
Ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок, загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и качество жизни.
Как сохранить и укрепить здоровье детей – вопрос, который пытаются решить как педиатры, так и педагоги. Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания.
Главной особенностью данного проекта является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка.
Дыхательные упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков, улучшают нервно-психическое состояние и в итоге способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ.
Цель проекта : овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма.
Участники проекта : дети, воспитатели
Направленность проекта : познавательно-оздоровительная.
Принципы проекта :
принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
принцип социальной безопасности (дети должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);
принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
принцип цикличности и систематичности;
принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.
Формы работы с детьми:
Беседы, объяснение, показ
Опыты
Совместная деятельность со взрослыми
Дидактические игры, дыхательные упражнения
Спортивные развлечения
Фотовыставки
Методы реализации проекта : игровой, словесный, наглядный, практический.
Ожидаемые результаты:
повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
снижение простудных заболеваний у воспитанников;
формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
использование здоровьесберегающих технологий в семье;
обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
Этапы осуществления проекта :
1. Организационно-подготовительный
Составление плана работы.
Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта
по укреплению здоровья детей.
Изучение методической литературы по теме: «Дыхательная гимнастика». Ознакомление с опытом работы в социальной сети работников образования.
Изготовление тренажеров для дыхательной гимнастики
Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
Разработка компьютерных презентаций «Дышим правильно, красиво»,
«Как мы дышим».
Создание картотеки дыхательных упражнений. (см. Приложение)
Разработка конспектов спортивных развлечений.
2. Основной
Просмотр компьютерных презентаций: «Дышим правильно, красиво»,
«Как мы дышим».
Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье. (см. Приложение)
Опытно-экспериментальная деятельность.
Беседы с детьми: «Зачем мы дышим?», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!».
Беседы с детьми о ЗОЖ; знакомство с понятием «дыхательная гимнастика».
Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики. (Приложение)
Мастер-класс для педагогов по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.
Организация совместной творческой деятельности детей с педагогом.
Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой»
3. Заключительный
Выставка пособий.
Фотоколлаж «Дышим правильно, красиво».
Разработка методических рекомендаций для родителей по проведению дыхательной гимнастики.
Спортивные развлечения: «Путешествие в страну Дыхания!», «Приключения ветерка»
Подведение итогов реализации проекта.
Разучивание с детьми комплексов
дыхательной гимнастики
Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк
Приложение к проекту
Пословицы и поговорки о здоровье
«В здоровом теле – здоровый дух»
• «В здоровом теле – здоровый дух» — самая известная пословица, которая показывает, что у здорового человека и настроение хорошее, и улыбка постоянно на лице светиться
• «Где пиры да чаи, там и немочи» — эта пословица указывает на правильное питание. Если много кушать сладкого или вредной пищи, то постоянно будут атаковать болезни.
• «Ешь чеснок и лук — не возьмет недуг» — еще одни «защитники» иммунитета. Они хоть и невкусны, но полезны.
• «Если хочешь быть здоров – закаляйся» — это прямое наставление, что закаляться нужно и полезно. Ведь так укрепляется стойкость организма к микробам.
• «Здоровье дороже золота» — ведь здоровье не добудешь в земле, как золото, не обменяешь и не купишь. Поэтому, это значительно важнее любого металла или даже драгоценного камня.
• «Здоровье не купишь — его разум дарит» — в магазине, на прилавке нигде нет баночек со здоровьем. И даже витамины нужно принимать правильно, поэтому разумное использование своих природных ресурсов (иммунитета) поможет сохранить здоровье.
• «Делай зарядку до старости лет» — зарядка полезна в любом возрасте. Она позволяет не только хорошо выглядеть, но и помогает организму проснуться, активировать организм на работу и укрепить иммунитет.
• «Кто долго жует, тот долго живет» — пережевывая тщательно пищу, она максимально измельчается. А значит, желудку легче ее переварить и она быстрее усвоится.
• «Смолоду закалишься — на весь век сгодишься» — закаляться и заниматься своим здоровьем нужно с ранних лет и тогда можно не бояться никаких бед.
• «Не рад больной и золотой кровати» — у больного все болит, нет настроения и совершенно не важно, на какой кровати лежать.
• «Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится» — больной человек настолько слаб и так плохо себя чувствует, что не может даже кушать. А здоровый и подвижный ребенок всегда с удовольствием садиться за стол.
• «Чистая вода — для хвори беда» — воду пить полезно, поскольку она выполняем массу плодотворных функций. Одна из главных – это растворитель минеральных веществ и витаминов, ведь в жидком состоянии они значительно лучше насыщают наш организм. А организм, который имеет достаточно влаги, больше противостоит микробам и лучше борется даже с хроническими недугами.
• «Баня – мать наша: кости распаришь, все тело поправишь» — баня издавна ценилась за свои свойства и влияние на организм. Высокая влага и температура очищают организм от вредных веществ и болячек.
• «Чаще мойся, воды не бойся» — водой мы смываем не только грязь, но вредных микроорганизмов.
• «Здоровые зубы — здоровью любы» — зубы всегда были показателем здоровья человека. Ведь микробы от больных зубов попадают в желудок, приводя к его различным заболеваниям, попадают в кровеносную систему, ухудшая работу сердца. А если не чистить зубы, то появятся «плохие» микробы, что станут причиной частых заболеваний.
• «Сон лучше всякого лекарства» — во сне наш организм не только отдыхает после тяжелого дня, но и проводит важные для иммунитета функции. Поэтому, полноценный сон так важен для здоровья.
• «Лук — здоровью друг» — лук очень полезен, он помогает противостоять вирусам и болезненным бактериям, поскольку насыщается организму важными веществами.
• «Смех — здоровье души» — смех не только помогает окрепнуть организму, но и показывает состояние человека. Если у него ничего не болит, то и на душе радостно, а значит, хочется смеяться и радовать окружающих.
• «Быстрого, да ловкого болезнь не догонит» — спорт, физкультура и подвижный образ жизни укрепляют наш иммунитет. А крепкому человеку болезнь не сможет подступиться.
Комплексы дыхательной гимнастики для детей
1. Дыхательные имитационные упражнения «Трубач» Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».
«Каша кипит» Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
«На турнике» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука
«ф-ф-ф».
«Партизаны» Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».
«Регулировщик» Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».
«Маятник» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».
«Гуси летят» Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».
2. Специальные дыхательные упражнения «Задуй свечку» Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
«Полное дыхание» Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.
3. Сюжетная
дыхательная гимнастика Сюжет № 1
«На прогулке»
«Поза дерева» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.
«Березка» Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.
«Ветерок» Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос.
«Аромат цветов» Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
«Отдых» Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и неспеша встают на ноги.
Сюжет № 2
«Снова в лесу»
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» И. п. – основная стойка. 1 – вдох - руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в и. п. ; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и. п.
«Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки» И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3-4 – вдох – вернуться в и. п. – выдох.
«Стоит Алёна, листва зелёна, тонкий стан, белый сарафан» И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вперёд – вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 – повторить, вернуться в и. п.
«Солнце утром рано встало, всех детишек приласкало» Дети скрещивают ладошки, широко раздвигают пальцы, образуя «солнышко с лучами», дети тянуться к солнышку. Педагог говорит: «Солнышко уже высоко. Вы потянитесь на встречу тёплым лучам, над головой высокое голубое небо. Ваше тело наливается упругой силой, бодростью, становиться стройным, гибким, сильным. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего организма»
Сюжет № 3
«Пожарные»
«Лезем по пожарной лестнице вверх» И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу: «Ух!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и. п.
«Направляем огнетушитель на огонь» И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вперёд; 2 – выдох – поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены) «Ш-ш!»; 3 – вдох – то же влево; 4 – выдох – вернуться в и. п.
«Затушим горящие угольки» И. п. – основная стойка. 1 – вдох – втянуть живот; 2 – выдох – рот трубочкой, живот выпятить «Ф-ф-ф!»
«Вышли из горящего дома – вдохнём глубже» И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки опустить вниз, встать на стопу «Ах!»
Сюжет 5
«На море»
«Какое море большое» И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься на стопу «Ах!»
«Чайки ловят рыбу в воде» И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2 – выдох – вернуться в и. п.
«Створки раковины раскрываются» И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох – живот втянуть;2 – выдох – сед с прямыми ногами, живот выпятить «Ш-ш!»; 3 – вдох – живот втянуть; 4 – выдох – вернуться в и. п.
«Пловцы» И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – левую руку поднять; 2 – выдох – мах левой рукой вперёд, вниз; 3 – вдох – правую руку поднять; 4 – выдох – мах правой рукой вперёд, вниз «Раз!».
«Дельфин плывёт» И. п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох; 2 – выдох – наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого согнутого колена; 3 – вдох – вернуться в и. п. ; 4 – выдох – наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, вернуться в и. п.
«Волны шипят» И. п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…».
4. Дыхательные упражнения игрового характера «Куры» Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Бормочут куры оп ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох,
Поднимем руки мы к плечам (вдох,
Потом опустим – так
«Самолёт» Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу
«Насос» Дети стоят, скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.
Это очень просто –
Покачай насос ты.
Направо, налёг…
Руками скользя,
Назад и вперёд
Наклоняться нельзя.
«Жук» Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.
Жж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу
«Трубач» Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
«Дом маленький,
дом большой» Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Мишка наш пошёл домой
Да и крошка заинька