Анастасия Герасимова
Проект «Добро пожаловать в страну «Экология»» (Экологическое воспитание детей дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
2017 год в России официально объявлен годом «Экологии», но это не значит, что раньше экологии не уделяли должного внимания, что экологических проблем не существовало, просто в настоящее время эти проблемы стали острее, и решение данных проблем носит первостепенный характер.
Современные проблемы взаимоотношений человечества с природой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у детей, начиная с дошкольного возраста, а также продолжения этой работы в школе.
Публикация «Проект „Добро пожаловать в страну „Экология““ (Экологическое воспитание детей дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Приобщение детей дошкольного возраста к экологической культуре, повышение экологической грамотности и ответственности за благосостояние детского сада, школы, двора, улицы, города и страны, за заботу об окружающей среде и животных – служат развитию личности граждан, пробуждают чувства патриотизма и ответственности не только за будущее нашей республики, России, но и всей планеты Земля.
Цель проекта:
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, о животном и растительном мире, о особо охраняемых местах нашей страны у детей старшего дошкольного возраста, создание условий и предпосылок для формирования у детей элементов экологической культуры, а также активной гражданской позиции в деле сохранения природы родного края, страны.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы.
Формировать у старших дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней;
Воспитывать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе с младшего дошкольного возраста;
Формировать навыки правильного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – Семья – Общество;
Привлечь внимание коллег, детей, родителей к проблемам сохранения животного и растительного мира, экологическим проблемам человечества.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, исследовательско-творческий.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- экологические занятия,
- наблюдения и экологические экскурсии,
- познавательное чтение,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- подвижные, дидактические игры;
- развлечения;
- природоохранные акции;
- работа с родителями воспитанников;
- работа с педагогами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Педагоги
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Пополнится развивающая среда в группе.
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Дети:
Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животному и растительному миру.
Разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
Научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
Обогащение уровня экологических знаний родителей.
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Основная часть
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Сильные стороны
Программно – методическое обеспечение:
Программы и технологии:
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,2012 г
- Николаева С. Н. «Юный эколог»,2005
- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 1996
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008
Методическое обеспечение:
- учебно-методическая литература подписные и периодические издания.
- Конспекты занятий и развлечений (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», 2003 г., сборники экологических сказок (Рыжова Н. А. «Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники», 2002 г.)
Слабые стороны:
- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;
- отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников.
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- центр природы в группе;
- огород на окне
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птицы, рыбы, растения, животные, времена года и т. д.);
- книги с экологическим содержанием.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направления работы, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми, родителями воспитанников.
(сентябрь – октябрь 2016 г.)
2 этап –практический: исследовательский: достижение поставленной цели и решение задач доступными методами и средствами.
(октябрь – май 2017 г.)
3 этап – заключительный: обобщение полученных результатов, анализ, закрепление полученных детьми и взрослыми знаний, составление рекомендаций для педагогов, детей и их родителей.
(май 2017г.)
Подготовительный этап
Задачи:Повысить собственную профессиональную компетентность;
Обеспечить воспитательно-образовательный процесс методическим материалом;
Проанализировать состояние эколого – развивающей среды в ДОУ;
Провести работу с родителями.
Мероприятия:
Изучение программно-методического материала по выбранному направлению;
Подбор программно-методического материала по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
Смотр эколого-развивающей среды в группе и на площадке детского сада;
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Сроки:
Сентябрь 2016 г.
Практический этап
Задачи:
Реализация поставленных задач:Мероприятия:
Составление перспективных планов проведения НОД, наблюдений, опытов, экспериментов на прогулке по развитию экологической грамотности детей Сентябрь 2016 г.
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения + пословицы, поговорки и загадки о природе, животных, растениях Октябрь-ноябрь 2016 г.
Экскурсии: «Парк культуры и отдыха им. А. С. Пушкина в разные времена года»; В течение года
Проведение экологических праздников:
«Праздник осени», «Синичкин день», «Праздник встречи перелетных птиц»;
интеллектуально-творческих развлечений «Природа и мы»
Октябрь, ноябрь 2016г., Март, апрель 2017г.
Участие в акции «Сохраним мордовские леса» (конкурс рисунков, поделок, сбор макулатуры);
Тематическая выставка поделок детей и родителей из природного материала на тему: «Осенние фантазии»;Выставка рисунков на тему: «Берегите природу». Октябрь, Ноябрь 2016 г.
Пополнение уголка природы наглядными материалами, оборудованием; дидактическими, экологическими играми Октябрь 2016 г.
Создание аудио- видеотеки «Наши питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы», «Заповедные места Мордовии», «Красная книга Мордовии» Ноябрь 2016 г.
Создание коллекции презентаций экологического направления Ноябрь
Декабрь 2016 г.
Выставка детских рисунков и поделок к новогодним праздникам «Фабрика Деда Мороза», «Здравствуй, Новый год!» Декабрь 2016 г.
Проведение акции «Кормушки для птиц». Развешивание кормушек вместе с детьми и их родителями у близлежащих домов Февраль 2017г.
Участие в городском конкурсе: «Зимняя площадка МАДОУ» (сооружение снежных построек на участке детского сада) Январь-март 2017 г.
Пополнение уголка природы макетами: «Времена года», «Домашние животные», «Дары леса», «Растения наших лесов», «Реки Мордовии», «Обитатели мордовских лесов» В течение года
Создание экологической тропы на участке детского сада В течение года
«Огород на окне»;Посадка огорода на территории детского сада Апрель-май 2017 г.
Наблюдения за «огородом на окне», за огородом детского сада, экскурсии по экологической тропе с Апреля 2017 г.
Участие в смотре-конкурсе «Лучший участок» Май 2017 г.
Работа с педагогами:
Семинар для педагогов: «Организация работы экологическому воспитанию в ДОУ» Октябрь 2016 г.
Консультация для педагогов «Роль воспитания экологической культуры дошкольников» Ноябрь 2016 г.
Оформление картотеки дидактических игр экологического содержания Ноябрь
2016 г.
Посещение занятий по экологическому воспитанию: «Как узнать птиц», «Леса Мордовии», «Заповедные места родного края» Декабрь 2016 г., апрель 2017 г.
Выступление на педагогическом совете Май 2017 г.
Организация педагогического просвещения родителей:
Родительское собрание «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» Сентябрь 2016г.
Участие в тематической выставке «Осенние фантазии», конкурсе рисунков «Берегите природу», акции «Сохраним мордовские леса», «Кормушки для птиц»;
смотре - конкурсе «Зимняя площадка МАДОУ», «Лучший участок» Октябрь 2016 г., - май 2017 г.
Участие в природоохранных акциях («Кормушки для птиц», озеленение и уборка территории детского сада) Январь 2017 г., -Май 2017 г.
Участие в праздниках и развлечениях группы В течение года
Оформление наглядно-агитационного материала по экологическому воспитанию (папки-передвижки «Правила поведения на природе», «Давайте будем беречь воду» и др.).
В течение года
Создание семейных альбомов «Отдыхаем на природе, не нанося ей ущерба» (семейное фото на природе: парк, лес, на даче) В течение года
Консультации для родителей по вопросам экологического воспитания; проведение индивидуальных и групповых бесед по вопросам охраны природы В течение года
Привлечение родителей к пополнению уголка природы, экспериментальной деятельности в группе В течение года
Заключительный этап:
ЗАДАЧИ:
Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности;
Оценка эффективности работы педагогов;
Оценка эффективности работы с родителями.
МЕРОПРИЯТИЯ:
Проведение НОД по экологическому образованию детей
Подведение итогов работы за год
Выступления на педагогическом совете
Анкетирование
Обобщение опыта семейного воспитания.
СРОКИ:Май 2017 г.
Заключение:
Я не останавливаюсь на достигнутом. Так совпало, что 2017 год в России объявлен годом «Экологии», а это значит, что наша работа по экологическому воспитанию детей важна и необходима. Я планирую в дальнейшем продолжить работу по взаимодействию с детьми и их родителями, коллегами не только в рамках проектной деятельности.
Основной идеей проекта является сохранение природы родного края, животного и растительного мира, забота о заповедных местах нашей Мордовии, ведь, их на территории нашей республики немало; благоустройство и украшение территории детского сада.
Использованная литература:
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»,СПб. : "Детство-Пресс" 2010 г.
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,2012 г
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008г.
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников, 1998 г.
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников».