Лариса Спехова
Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
И. П. Поляков
Строя свою «Школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что – то новое, что бы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым мыслителем и исследователем, что бы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Публикация «Методический семинар „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Необходимо вместе с детьми присматриваться к тому, что окружает ребёнка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.
Актуальность:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (слайд №3).
Цель:
Сформировать у детей дошкольного возраста целостное видение мира, показать его многообразие и единство, взаимосвязь явлений, понять их, заложить основы экологических знаний, целостного отношения к природе и человеку, формировать в его сознании чуткое, внимательное, заботливое отношение к окружающему миру (слайд №4).
Задачи:
• Учить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
• Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
• Совершенствовать речь дошкольников, их мышление, творческие способности, культуру чувств.
• Воспитывать гуманное отношение к природе (слайд №5).
Так как под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса, поэтому передо мной стоит задача создать целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
Это дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.
Таким образом, интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура (слайд №6).
Значительное место в ознакомлении дошкольников с окружающей средой отвожу совместной деятельности воспитателя и детей.
Модель взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста :
1. Познавательные занятия;
2. Экскурсии на природу;
3. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;
4. Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок;
5. Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
6. Опытно – экспериментальная деятельность;
7. Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых (слайд №7,8).
Весьма важно вовлекать в экологическое воспитание не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней и взрослые, порой не умеющие и не желающие видеть экологические проблемы. Поэтому очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы. Человека экологически грамотного. В работе с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольника использую различные формы:
1. Анкетирование, проведение опросов;
2. Родительские собрания;
3. Консультации;
4. Семейные гостиные;
5. Участие совместно в проектной и исследовательской деятельности;
6. Фоторепортажи, домашнее видео (слайд №9,10).
Для реализации поставленных задач работала над созданием предметно пространственной среды – создала «Мини лабораторию», в оформлении которой принимали большое участие дети. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду (слайд №11).
Ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение.
Наблюдение позволяет педагогу показать:
• красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа;
• особенность строения;
• циклические изменения, происходящие в природе ( семя - растение - семя: детеныш - взрослое животное - детеныш);
• связь данного предмета, объекта с окружающим миром (растение - почка; растение - вода; растение – солнце);
• результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный (красиво обрезанные деревья и изуродованные во время обрезки; мусор и растения и т. д.) (слайд №12).
В младшем возрасте проводили исследование снега:
«Какой бывает снег?
Пушистый, белый, ватный.
Какой бывает снег?
Холодный, но приятный».
А в старшем дошкольном возрасте провели конкурс «Снежинок».
(слайд №13,14)
Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Если в группе круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти овощам (насыпаю в лоток заранее подготовленной питательной земли, дети самостоятельно раскладывают луковицы на поверхности, на расстоянии 1 см. друг от друга и еще засыпают слой земли). Даю детям задание: - поливать лук через 2 дня;
- отметить день появления зелёных стрелок лука (слайд №15).
Летом наблюдали за лекарственными растениями, потом в группе изготовили гербарий из лекарственных растений и альбом «Зелёная аптека» (слайд №16).
В осеннее время дети очень любят наблюдать за листопадом. Сколько разных, ярких красок преподносит им это время года. Шелест листвы, дуновение ветерка, развивает воображение детей, даёт полёт детской фантазии (слайд №17).
Сейчас с вновь пришедшими малышами провела наблюдение за березкой, какая она стройная, тонкая, красавица, итогом наблюдения стало совместно с музыкальным руководителем развлечение «Вокруг берёзки мы танцуем» (слайд №18).
В течение своей педагогической деятельности веду мониторинг результатов диагностического обследования детей по экологическому воспитанию (слайд №19).
У детей сформировалось представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека (слайд №20).
Мне работа с детьми приносит колоссальное удовольствие, удовлетворение от всего сделанного, ведь педагог растёт до тех пор, пока учится сам! И на самом деле, ведь предела педагогического роста не существует и какими бы высокими не были поставлены цели, необходимо стремиться к ним через самосовершенствование и самопознание.