Екатерина Валерьевна Краева
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы окружающей среды для нас не новы, они прежние: вырубаются леса, высыхают реки, загрязняется воздух, которым мы дышим. Никто специально и не старается навредить окружающему миру, а ситуация с каждым днём встаёт всё острее и острее. Всё, как будто бы делается для развития человечества, а загрязнение окружающего мира - это данность…и никто в этом не виноват. А ведь мы могли бы изменить ситуацию с загрязнением окружающей среды, если бы люди не были такими равнодушными. Это по силам каждому из нас! Начинать надо, прежде всего с себя. Поэтому экологическим воспитанием нужно заниматься с раннего возраста. Прививать детям любовь и доброе отношение к природе.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность,» размещена в разделах
Природа с радостью откликнется нам своей любовью: птицы будут петь, вода и воздух станут чище, а земля даст богатые всходы.
Актуальность:
В основе этой работы лежит практический подход, нацеленный на формирование комплекса способностей необходимых не только для исследовательской деятельности, но и готовности принимать личное участие в решении экологических проблем собственным трудом. Мы глубоко убеждены, что началом формирования экологической направленности является- дошкольное детство. Ч. Дарвин писал: «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы». Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Привычную позицию «Человек и природа» нужно менять на позицию «Человек в природе». Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Очень важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы и бережном к ней отношении.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию растений, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие и трудолюбие! Этичерты заложенные в раннем возрасте прочно укрепятся в характере человека, станут его основой.
Тогда можно будет быть спокойными за природу и молодое поколение.
Цели:
Способствовать формированию экологической культуры, экологического сознания, воспитанию задатков осознанного и ответственного отношения к природе.
Формировать представление детей об окружающем мире.
Воспитывать нравственно – экологическое отношение к окружающему миру.
Прививать любовь к своей малой родине.
Мы не зря так чётко обозначили наши цели, ведь главная задача на сегодняшний день – это дать почувствовать ребёнку, что он ответственен за окружающий мир. Горе нам, если мы не научим детей любить, ценить природу, любоваться ею. А для этого надо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, ухаживать за растениями, постоянно обогащать ребёнка знаниями и впечатлениями.
Задачи:
Научить вести наблюдения за растительным миром.
Устанавливать причинно- следственные связи между объектами природы.
Научить проводить простейшие опыты, применяя правила безопасности.
Формирование эмоционально- положительного к окружающему миру, умение видеть его красоту.
Формирование у детей желание сохранять окружающую среду.
Участниками нашего проекта являются воспитатели, дети и их родители.
Мы использовали в проекте различные формы работы:
Наблюдение;
Продуктивная деятельность;
Проектная деятельность;
Моделирование и решение проблемных ситуаций. Сочинение сказок, историй и их театрализация;
Трудовая деятельность;
Познавательно - исследовательская деятельность;
Досуг- праздник, развлечение, викторины;
Игровая деятельность.
Сроки проведения нашего проекта: апрель 2014 года- сентябрь 2014 года.
Ожидаемые результаты: бережное отношение ко всему живому
Научить ценить свой и чужой труд
Осознание правильного отношения к природе.
Была проведена работа с родителями. На собрании мы убедили родителей поучаствовать в данном проекте, все с удовольствием согласились. Пропагандировали значимость проекта как средство для зарождения активной ориентировочно – исследовательской деятельности детей. Старались активизировать участие родителей в проводимых в группе мероприятиях с экологической направленностью. Родителям было в доступной форме разъяснена вся важность экологического воспитания дошкольников. Родители, принесли семена, которые сами ранее заготовили. Был изготовлен макет колодца, папы привезли чернозём и вскопали- сформировали грядки.
Этапы проведения проекта:
1 подготовительный
Постановка целей, задач, определение направлений, объектов и методов исследования, работа с родителями и детьми, выбор оборудования и материалов.
2 основной - практический
Посадка овощей, анализ роста и развития растений, поиск ответов на вопросы, анализ основного этапа.
3 заключительный
Соотношение результатов работы с поставленными целями, задачами, обобщение опыта, оформление выставки и фотовыставки «Наша первая грядка».
Достигнутый результат
Дети научились ухаживать за овощными культурами, бережно относится к миру природы.
Дети расширили свои знания о пользе овощей.
Дети с тали ценить всё живое, природу. С тали бережно относится к труду, как к своему, так и труду других людей.
Было проведено чаепитие с родителями и детьми, где родителям была продемонстрирована театрализованная деятельность- сказка «Репка». Дети совместно с воспитателями изготовили фотовыставку, выставку рисунков. Малыши смогли рассказать своим родителям стихи об овощах!
Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важную роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувства ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашей малой родины, но и страны в целом!
Список литературы:
1. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Вторая младшая группа. Конспекты занятий. Под. Ред. Соломенникова О. А. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
2. Познаём окружающий мир играя. Библиотека воспитателя. Под. ред. А. М. Федотова Издательство «ТЦ СФЕРА», 2014.
3. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов: Фрукты. Овощи. - М. : Школьная книга, 2012.
4. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009.