Ольга Белозерова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на Кубани
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на Кубани.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на Кубани» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кубань
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – это такой возрастной период, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка, его отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано и деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная ведет к нарушению экологического равновесия. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу эмоционально, как нечто живое. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но способствует формированию у детей лучших черт характера таких, как трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства, патриотизм. Как говорил русский писатель Михаил Пришвин: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Цель экологического воспитания дошкольника – это, прежде всего, создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое воспитание предусматривает решение следующих задач:
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие) ;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы) ;
- формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Важным условием для решения этих задач является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Экологическое воспитание в детском саду осуществляется как в повседневной жизни, так и на занятиях. Особое значение в реализации задач экологического воспитания имеет природное окружение. Во всех группах детского сада имеются уголки живой природы, где есть комнатные растения, за которыми ухаживают дети сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно. Обязательно наличие аквариумных рыбок, животных и птиц, содержание которых возможно в ДОУ. В уголке рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости. Одним из важнейших методов работы с детьми являются естественно – научные опыты и труд в природе. Поэтому, на территории дошкольного учреждения создан зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой. Организуются систематические наблюдения за природными явлениями и объектами, происходит приобщение детей к регулярному труду. Проложена экологическая тропа, на которой выделен уголок с дикорастущими растениями, уголок «Зеленая аптека». Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведение опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природой.
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. В настоящее время у большинства дошкольников сформировано четкое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети, убеждаются в том, хищный зверь – плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков.
С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определенную роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязнены вода и воздух. Экологическое воспитание должно учить ребят правильно вести себя в природе, и среди людей.
В работе с детьми используются различные формы и методы: наблюдения за живой и неживой природой на участке и в групповом уголке, ведение различных календарей (календарь природы, календарь птиц, занятия (простые и комплексные, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации, эксперименты.
Но необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. И в этом поможет игра – наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать дидактические игры, настольно-печатные («Зоологическое лото», «Детки в клетке», «Подбери листок», «В воде, воздухе, на земле», «Четыре времени года» и др.) ; сюжетно-ролевые игры («Путешествие к морю», «Экскурсия в зоопарк», «Поездка на выставку» и др.) ; подвижные игры («Хитрая лиса», «Лес, болота, озера», «Караси и щука» и др.) . В игре объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение, углубляя познания окружающей среды.
Совместная организационно- хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:
- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях ДОУ;
- наблюдая за деятельностью взрослых;
-практическое участие в деятельности детей.
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и детей, наибольшее значение в ней имеет отношение педагога к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных, экологической точки зрения, действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма – создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-либо правила поведения, если взрослые сами ему не следуют. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Также требования, предъявляемые в детском саду и дома, должны быть едины, в противном случае это может привести к растерянности детей, обиде и даже агрессии.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии, клуб по интересам). Но все эти формы должны основывается на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог - родитель;
- педагог – ребенок – родитель.
Важно проводить работу с родителями дифференцированно, в зависимости от их образовательного уровня, психологического состояния семьи, ее микроклимат.
Наша задача состоит в необходимости показать родителям, что детей надо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Очень важно у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей по отношению к природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. И только взрослый своим отношением к природе, своим поведением оказывает воздействие на личность ребенка и воспитание в нем доброты к природе.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Задача педагогов и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и приумножать ее красоту.
Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, педагогов и родителей желание любить, беречь и охранять природу.