Дина Панова
Программа адаптационно-развивающих занятий для детей раннего возраста с нарушениями зрения «Добро пожаловать, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа адаптационно-развивающих занятий
для детей раннего возраста с нарушениями зрения
"Добро пожаловать, малыш!"
Панова Д. Л., воспитатель
МК ДОУ "Детский сад № 254"
Пояснительная записка
Актуальность предлагаемой программы :
Изменение социальной среды (переход от замкнутого семейного мира в мир социальных контактов) при поступлении в детский сад сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Перемены в режиме дня, временное отсутствие родителей, необходимость вступать в контакты со сверстниками, новое помещение, офтальмологическое лечение, ношение очков и окклюзий – все это может создавать для ребенка стрессовую ситуацию. Вследствие возрастной незрелости адаптационных механизмов ребенка, может привести к его психическому напряжению, беспокойству, заторможенности, нарушению сна, аппетита, появлению страхов, частым простудным заболеваниям и т. д.
Публикация «Программа адаптационно-развивающих занятий для детей раннего возраста с нарушениями зрения „Добро пожаловать, малыш!“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Младшая группа
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Чтобы облегчить адаптационный период, необходимо создавать для малыша особый, эмоциональный комфорт в группе, организовывать деятельность, направленную на формирование конструктивного взаимодействия "ребенок – взрослый" и "ребенок – ребенок" (включающую игры и упражнения).
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются дети, имеющие нарушения зрения, эти дети могут быть робкими и застенчивыми. Отсюда следует то, что они могут чувствуют себя дискомфортно в группе. Способствовать лучшей адаптации таких детей к условиям дошкольного учреждения помогут специальные адаптационно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
С этой целью была разработана профилактическая психолого-педагогическая программа "Добро пожаловать, малыш!", направленная на профилактику дезадаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения компенсирующего вида.
Особенностью данной программы является то, что с детьми с нарушениями зрения коррекционную и учебно-воспитательную работу необходимо проводить в сотрудничестве с тифлопедагогом и врачом-офтальмологом.
В программу включены методические рекомендации по организации коррекционной работы в группе с детьми с нарушениями зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида (Приложение 1).
Теоретико-методологическая основа программы :
Изучением проблемы социально-психологической адаптации занимались Г. Айзенк, Г. Гартман, А. Маслоу, Ф. Б. Березин, В. И. Медведев, А. А. Налчаджан, Ж. Пиаже, А. А. Реан и др.
Вопросы социального развития детей в зарубежной науке отражены в работах исследователей: Э. Эриксона, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.
Разработке феномена социально-психологической адаптации и социального развития в отечественной психологии посвящены труды Л. С. Выготского, А. В. Петровского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.
Проблемой адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в ДОУ занимались Е. А. Лисина, Л. И. Белкина, Л. А. Венгер, С. В. Паршукова и др.
В качестве методической основы для данной программы взяты программы А. С. Роньжиной, Л. В. Томашевской, А. Ю. Кремляковой, разработки, собранные Ю. А. Афонькиной, Л. Г. Пыжьяновой.
Цель программы : помощь детям раннего возраста с нарушениями зрения в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Задачи программы :
1. Создать условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе.
2. Способствовать стабилизации эмоционального и мышечного напряжения у детей с нарушениями зрения.
3. Способствовать снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии у детей с нарушениями зрения.
4. Развивать мелкую моторику рук, психические процессы.
5. Развивать коммуникативные навыки у детей с нарушениями зрения, создать благоприятные условия для знакомства детей друг с другом, предпосылок для групповой сплоченности.
6. Развивать игровые навыки, произвольное поведение.
Принципы реализации программы :
1. Принцип индивидуализации (учет возрастных особенностей, офтальмологических диагнозов, уровня общего развития и состояния ребенка).
2. Принцип доступности (учет уровня психологических особенностей ребенка).
3. Принцип наглядности (демонстрация игр и упражнений педагогом-психологом помогает ребенку их правильно выполнять).
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Программа предназначена для детей, имеющих нарушения зрения в возрасте 2-4 лет, поступивших в дошкольное учреждение компенсирующего вида.
Сроки реализации программы : занятия рассчитаны на 3 месяца и проводятся с сентября по ноябрь включительно. Диагностика: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Продолжительность занятий : 12-15 минут. Периодичность занятий : 2 раза в неделю с подгруппой детей, состоящей из 3-4 человек. Сюжет занятия повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили правила игр, слова потешек и стихотворений. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Структура занятий :
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей).
3. Основное содержание занятий (игра или упражнение, направленное на достижение основной цели программы).
4. Физминутка для глаз, направленная на снятие напряжения.
5. Рефлексия занятия, прощание.
Диагностика:
1. Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Приложение 2);
2. Анкета для родителей "Наша семья, наш ребенок" (Приложение 3);
3. Лист адаптации ребенка (на основании наблюдений педагога-психолога, воспитателей и родителей) (Приложение 4).
Предполагаемый результат: преодоление трудностей приведет к нормализации эмоционального состояния и поведения ребенка с нарушениями зрения. Развиваются самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки. Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в игре, функционировании нервной системы.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы :
– программу реализует педагог-психолог, имеющий опыт групповой работы, знание детской психологии и педагогики;
– занятия проводятся в отдельном, проветриваемом помещении, оснащенном необходимой мебелью, ковровым покрытием, музыкальной аппаратурой;
– информационное обеспечение кабинета педагога-психолога включает наличие необходимых учебно-методических пособий и дидактического материала.
Занятие № 1 "Солнышко"
Цель. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе; развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения, создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом, предпосылок для групповой сплоченности.
Материалы: игрушечное солнышко, корзина с разноцветными прищепками, нарисованное на картоне солнышко, веселая музыка.
Ход занятия
Ритуал приветствия: Солнышко проснулось,
Малышей коснулось.
Все вместе потянулись,
Солнцу улыбнулись!
Психолог показывает детям игрушечное солнышко, дотрагиваясь им до малышей.
Упражнение-разминка "Знакомство с солнышком"
Психолог показывает детям игрушечное солнышко и говорит:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
– Ребята, посмотрите к нам в гости пришло солнышко. Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй, Солнышко!
Дети рассматривают солнышко, здороваются с ним. Психолог проговаривает какое солнышко круглое, теплое, желтое.
Игра "Собери солнышко"
– А теперь, ребята, давайте сами поиграем с солнышком. Посмотрите какое у меня грустное солнышко. (Психолог показывает детям солнышко без лучиков) Оно потеряло свои лучики. Давайте его развеселим? А чтобы его развеселить – надо найти его лучики.
Психолог показывает детям корзину с прищепками и предлагает каждому взять прищепки в руки. Дети все вместе подходят к психологу с прищепками и "прицепляют лучики" к солнышку. Психолог под веселую мелодию рассказывает стихотворение:
Тёплый лучик солнечный заглянул в оконце
И разлился радужной лужицею солнца,
Тёплым, ярким пятнышком на листочке белом.
Я к нему на цыпочках подошла несмело,
Руку протянула: «Лучик, ты не бойся!
Я ведь очень рада, что зашёл ты в гости!»
Радуга и солнышко у меня в ладошке!
Чудо настоящее, а не понарошку!
Физминутка для глаз и пальцев рук "Солнышко"
Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше!
(медленно поднимают руки вверх, глазами смотрят на свои руки)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(медленно опускают руки, смотрят на свои руки)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
(делают «Фонарики»)
А под солнышком всем
Весело живется.
(хлопают в ладоши, моргают глазами)
Рефлексия занятия, прощание
Психолог хвалит каждого ребенка за работу, проговаривает чем они сегодня занимались на занятии.
– Солнышку у нас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания, детки! Солнышко придет к нам на следующее занятие. (Солнышко прощается с каждым ребенком, дотрагиваясь до его ручки.)