Барковская Ирина
Проект для старшего дошкольного возраста «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Птицы – наши друзья».
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы
Сроки реализации: долгосрочный проект.
Проблема: Привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей познавательной деятельности.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект для старшего дошкольного возраста „Птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Впечатления от родной природы, полученные с детства, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе и Родине. Задача педагогов и родителей воспитать интерес у детей к нашим пернатым соседям. Желание узнавать новые факты их жизни птиц, заботиться о них. Радоваться от сознания делать добрые дела: мастерить кормушки с родителями и воспитателями, кормить птиц, что помогает спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
Задачи:
- Закрепить и пополнить знания о перелётных и осёдлых птицах родного края.
-Формировать представление о влиянии окружающей среды на птиц.
-Учить правилам поведения в природной среде.
-Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
-Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
-Формировать эстетическое отношение к природе родного края.
-Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
-Повысить уровень экологической культуры родителей.
Ожидаемые результаты.
У детей сформируются :
Знания о жизни перелётных и осёдлых птиц.
Представление о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
Сознание важности природоохранных мероприятий.
Навыки правильного поведения в природе.
Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
Этапы проведения проекта :
1 этап: подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта :
Обсуждение цели и задач с воспитателями.
Подбор познавательной, художественной литературы.
Отгадывание загадки, чтение стихотворений и рассказов о птицах.
Проведение бесед по проекту.
Приготовить презентации «Зимующие и перелётные птицы», «Какие бывают кормушки», «Птицы в лесу».
2 этап: Основной (практический) этап:
Составление описательных рассказов о птицах.
Выставка кормушек.
Наблюдение за птицами.
Кормление птиц.
Проведение акции «Покормите птиц зимой».
Создание дневника наблюдений.
3 этап: Заключительный.
Награждение активных участников проекта
Организация фотовыставки «Такие разные кормушки».
Презентация проекта.
Работа с родителями:
Консультация «Как изготовить эко кормушки»
Изготовление родителями кормушек из разного материала.
Сбор книг о птицах.
Работа по образовательным областям
Социально – коммуникативное развитие Дид. и. «Летают - плавают», «Кто где живёт», «Кто как кричит», «Отгадай птицу по голосу», «Найди лишнюю птицу», «Сколько сосчитай», лото «Птицы». С. р. и. «Птицы на приёме у Айболита». Совместное изготовление эко кормушек. Трудовое поручение «Покормите птиц зимой».
Познавательное развитие Досуг «Вечер загадок».
Рассматривание иллюстраций «Птицы родного края».
Наблюдение за птицами на участке, в парке, и на реке.
Беседы: «Птицы», «Экзотические птицы», «Птицы водоёмов», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы». Рассматривание альбомов «Птицы» и «Кто как устроен» и иллюстрации птиц.
Презентация «Что мы знаем про птиц».
Речевое развитие Чтение художественной литературы: В. Бианки «Кто как поёт», «Теремок», «Совушка», «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь», Г. Снегирев «Птицы наших лесов»
Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
В. Гаршин «Лягушка – путешественница». А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке» Сказки «Журавль и лиса», «Гуси – лебеди», «Кукушка» Разучивание скороговорок и потешек. Составление описательных рассказов - про птиц.
Художественно – эстетическое развитие Лепка «Птицы на кормушке». Рисование «Снегири на ветке рябины», «Петушок – золотой гребешок», «Птицы на кормушке». Аппликация «Пингвины». Слушанье аудио записи «Голоса птиц». Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»
Физическое развитие П. и. «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Совушка», «Птицы в гнёздах», «Цапля и лягушки», «Кот и птицы». Упр. «Пингвины»\ходьба с мешочком между колен \, «Цапля» \кто дольше простоит на одной ноге \.
Эко кормушки
Конспект интегрированной образовательной деятельности детей.
По теме: «Что мы знаем про птиц».
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
- Расширять и уточнять представления детей о природе.
-Закрепить понятие эко зоны лес.
-Уточнить и расширить знания детей о птицах.
-Закрепить умение классифицировать по заданным признакам выделять лишний.
-Закрепить счёт в пределах 10 и соотносить цифры с количеством.
- Закрепить умение сравнивать два количества.
- Продолжать учить решать задачи.
-Учить отгадывать ребусы и кроссворды ; и составлять самостоятельно по заданному образцу.
«Речевое развитие»
-Закрепить умение образовывать прилагательные от заданных существительных.
-Закрепить умение подбирать слова с заданным звуком.
-Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
-Развивать слуховое внимание.
«Социально – коммуникативное развитие»
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, работать сообща.
Оборудование: Презентация «Путешествие по лесу», звуковой эффект выстрела, презентация игры «Узнай по голосу птиц»,
Материал: картинки с изображением птиц, знаки правил поведения в лесу, дорожные знаки, мольберты, два специально подготовленные рисунка с изображением контуров голубей (7 и 9, загадки – ребусы, кроссворд, опорные карточки с изображением (снежинки, дома, ёлки, реки, стрелки, набор цветных фломастеров в подставке, наборы цифр на каждого ребёнка, подставки с простыми карандашами и полоски на каждого ребёнка.
Образовательная деятельность
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
- Ребята посмотрите на экран. / Просмотр презентации «Путешествие по лесу», в конце которого звучит выстрел. В лесу становится тихо/.
-Что случилось в лесу? Какие правила надо соблюдать в лесу?/ответы детей/.
- Посмотрите, везде по залу развешены разные знаки, выберите и назовите только знаки правил поведения в лесу. / НЕЛЬЗЯ РАЗЖИГАТЬ КОСТЁР, НЕЛЬЗЯ РУБИТЬ ЛЕС, НЕЛЬЗЯ СТРЕЛЯТЬ, НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ, НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ ГНЁЗДА, НЕЛЬЗЯ МУСОРИТЬ, НЕЛЬЗЯ ТОПТАТЬ ГРИБЫ/. А почему вы не принесли оставшиеся знаки? Да, это дорожные знаки. Я вас хочу познакомить ещё с одним правилом поведения в лесу НЕЛЬЗЯ ВКЛЮЧАТЬ ГРОМКО МУЗЫКУ. /Показываю новый знак/. Если в лесу соблюдать тишину, то можно услышать переливистое пение птиц, а иногда и увидеть эту птицу.
- Послушайте и отгадайте, кто поёт? Если вы правильно отгадаете, то на экране появится птица - певица. Провожу презентацию игры «Узнай по голосу птиц».
Гимнастика дл глаз:
Мы птичку увидали с птичкой поиграли.
Птичка вправо полетела - глазки вправо посмотрели
Птичка влево полетела – глазки влево посмотрели
Птичка крылья вверх поднимает и на землю опускает
Глазки смотрт вверх и вниз, глазки закрываем, глазки отдыхают.
/ Детям предложены голоса: кукушки, петуха, голубя, совы, вороны, соловья, синички, гуся, воробья \.
- Вспомните и скажите, по каким признакам можно отличить птицу от животных, насекомых? /ответы детей/
-Да, у всех птиц есть : два крыла, хвост, на голове клюв, тело покрыто перьями. Посмотрите, у меня есть перо, как вы думаете, чьё оно? Это перо голубя, вот из этой стаи.
Перевожу взгляд детей на мольберт, где изображена стая голубей/ 9 контуров птиц расположены в разных направлениях так, что и часть тела одной птицы нарисована на теле другой птицы/.
- Сколько голубей в этой стае сосчитайте? Давайте проверим ответ. Вызываю одного ребёнка и предлагаю нанести цветными фломастерами штриховку на каждой птице.
-Птиц кто-то испугал, посмотрите, посчитайте и скажите, сколько стало птиц? / на мольберт вывешиваю вторую заготовку с 7 голубями/. Давайте проверим. Вызываю ещё одного ребёнка и предлагаю нанести штриховку. Вспомните и скажите, в какой стае больше птиц и на сколько?
- Послушайте стихи и найдите в них ошибки:
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны….
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Цапли, страусы, стрижи…
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Воробьи, чижи,
Аисты, кукушки
Трясогузки и орлы
Да ещё пингвин - житель Антарктиды.
Физкультминутка:
Неуклюжий шёл пингвин посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой,
И присел, согнув колени,
Встал, присел -
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.
- Попробуйте решить весёлые задачки. Для этого садитесь на ковёр и возьмите цифры, которые лежат перед вами. Ими вы будете показывать ответ.
1. Птичек просто сосчитать
2+3 их стало…. (5)
2. На плетень взлетел петух
Повстречал ещё там двух
Сколько стало петухов
У кого ответ готов? (3)
- Хорошо, а сейчас мы поиграем в игру «Летает - не летает». Вставайте в круг на ковёр. Перечисляю птиц : (воробей, голубь, гусь, соловей, грач, дятел, индюк, орёл, попугай, трясогузка, страус, сорока, ласточка, пингвин).
-Вспомните, как можно назвать птиц, если они живут около дома человека? (домашние) Выставляю на мольберте картинку с изображением дома.
- Как назвать птиц, которые плавают в воде? (водоплавающие) Размещаю картинку с изображением реки.
-Как называют птиц, которые улетают на юг? (перелётные) Располагаю на мольберте карточку со стрелкой.
- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие) Выкладываю карточку со снежинкой.
- Скажите, а как назвать птиц, которые живут в лесу? (лесные) Ставлю карточку с изображением ёлки.
-Проклассифицируйте и разместите птиц лежащих на столе, в соответствии с опорными карточками. (Дети подходят к столу и размещают птиц /петух, индюк, гусь, курица – домашние; голубь, воробей, ворона, галка – зимующие; ласточка, грач, скворец – перелётные; дятел, сова, кукушка – лесные; чайка, утка – водоплавающие/,на столе остались попугай, павлин).
-Почему, остались павлин и попугай? /ответы детей/ Правильно, эти птицы живут в жарких странах. А где мы можем увидеть и понаблюдать за ними? /ответы детей/ конечно в клетках в зоопарках или зоосадах. Этих птиц можно назвать экзотическими и вот их значок (солнца).
-Попробуйте разгадать кроссворд. Отгадки зашифрованы в ребусах на карточках.
1. П, 6, большой треугольник, солнце, решётка, хвост с изображением цветка, вишня.
2. Т, 10, маленький треугольник, стрелка, трава, хвост со стрелками вверх-вниз, бабочка.
3. И, 5, большой треугольник, дом, хвост с изображением цветка, семечка.
4. Ц, 5, большой треугольник, стрелка, река, большой клюв и длинные ноги, лягушка.
5. А, 4, большой треугольник, стрелка, река, большой клюв и длинные ноги, лягушка.
Во время разгадывания читаю стихи загадки:
1. Проживает в жарких странах, 2. Что за птица тут бежит
А в нежарких – в зоопарках Хвостиком быстро трясёт
И спесив - он и хвастлив, На асфальте мошек ловит
Потому что хвост красив. Осенью на юг летит (трясогузка)
Им любуется он сам
И показывает нам (павлин)
3. В огороде, как хозяин, 5. Длинноногий, долговязый,
Бродит важно толстый барин. Длинноклювый, телом белый.
В пёстрый выряжен сюртук, А затылок голый, красный.
Расфуфырился …. (индюк) Бродит по болотам грязным
Ловит в них лягушек
Бестолковых попрыгушек
А как лето пробежит
На юг она спешит. (аист)
4. Серый на ногах стоит в реке
В воду пристально глядит
Тычет клювом – наугад
Ищет там весёлых лягушат. (цапля)
Молодцы весь кроссворд разгадали. А теперь садитесь за столы, там лежат картинки с птицами, попробуйте сами составить ребус - загадку для своих родителей.
Рефлексия: у меня на столе лежат птицы разных размеров, возьмите одну \если занятие понравилось – большую птичку, не понравилось – маленькую/ и разместите их на дереве\ если со всеми заданиями вы справились, то посадите птичку на верхние ветки, если в каких то заданиях вы допустили ошибку – приклейте птицу пониже, ну а если вы считаете что с заданием не справились, то расположите птиц на нижних ветках. Спрашиваю детей почему они именно так расположили птиц.
-О птицах много знаем мы,
И в то же время мало.
И нужно всем : и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых.