Юлия Владимировна Онищенко
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Сказочные птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Сказочные птицы» (для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
- Совершенствовать умение воплощать творческий замысел, используя разнообразные техники.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности „Сказочные птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Птицы. Конспекты занятий
- Сказочная птица. Волшебные, жар-птицы
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать развивать у детей аналитические способности: выделяя выразительные средства природного объекта, а так же сравнивая элементы украшения, характерные для разных творческих манер. (Ю. А. Васнецова, Городецкой росписи)
- Развивать образную память, воображение.
- Формировать координацию в системе глаз-рука.
Активизация словаря: блестящие, разноцветные.
Предварительная работа: знакомство с искусством городецких мастеров, собственная изобразительная декоративная деятельность; художественно - развивающие игры «Составь узор», «Кто меня нарисовал?»; знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова, рассматривание иллюстраций и чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»; загадывание загадок на основе моделирования; ознакомление с ленточной пластикой, книгой В. Бианки «Все самые, самые!»
Материал:
Красочки – человечки (перчаточные куклы, волшебная коробочка с букетом цветов, бабочки на магнитах, мыльные пузыри, бантики из лент с узорами, модель-характеристика сказочных певцов, аудиозапись пения птиц, музыка оркестра Поля Мориа, фоторепродукция «Павлин», птицы, изображенные Ю. А. Васнецовым и по мотивам Городца, печатки разной формы, кисти, краски, фломастеры, гелиевые ручки, блестки, клей, полоски разноцветной бумаги, листы затонированной бумаги, модель дерева.
Ход занятия:
Педагог - (у входа в изостудию) Ребята, сегодня красочки - человечки пригласили нас в страну Рисовандию, послушать трели замечательных певцов, которые там живут. Проходите в студию. (Дети проходят, встают около ширмы, на которой выставлены красочки - человечки - перчаточные куклы).
Красочки - человечки - Здравствуйте, ребята! (Педагог, дети здороваются).
Педагог - Почему вы такие грустные?
Красочки - человечки - Сегодня ночью в нашей стране прошел волшебный дождик и все певцы, которые сидели вот на этом дереве (демонстрируется плоскостное изображение дерева на магнитной доске) исчезли. Теперь не слышно песен и всем грустно. Помогите вернуть наше хорошее настроение.
Педагог - Поможем человечкам. Как нам это сделать? (ответы детей) Давайте нарисуем певцов, и снова Рисовандия наполниться веселыми звуками!
Красочки - человечки - Спасибо, ребята, что решили помочь, тогда мы пойдем за фломастерами пастелью для ваших рисунков.
Педагог - Подождите, а что же у вас за певцы?
Красочки - человечки - Они похожи на то, что лежит в волшебной коробочке (отдают коробочку педагогу, уходят - куклы убираются с ширмы).
Педагог - Давайте посмотрим, что здесь? (достает из коробки букет искусственных цветов, разных по цвету). Что это дети? (букет цветов) Какие они по цвету? (дети перечисляют название цветов) Да, они разноцветные.
(Педагог достает бабочек на магнитах, изображает что они летают, двигает рукой вверх - вниз). А это кто? (бабочки) Что они делают? (летают) Да, бабочки - насекомые и передвигаются они при помощи крылышек.
(Педагог достает баночку с мыльными пузырями, пускает их)
Осторожно - пузыри.
Ой, какие!
Ой, смотри! Осторожно - пузыри.
Ой, какие!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!.
Элеонора Фарджен «Мыльные пузыри»
Скажите, какие они? (Переливаются, красивые, летают, блестят, похожи на радугу) Педагог достает бусы, бантики из тесьмы) Что это за украшения? (бусы, бантики из ленточек) Посмотрите, бусинки белые, ровные, одна к другой на ниточке. А как украшены бантики? (узорами) Какие они? Да, на одном бантике полоски повторяются: синяя, затем красная, потом опять синяя и снова красная. А на другом чередуются белые кружки: большой - маленький, большой - маленький.
Так какие же певцы живут в стране Рисовандии, если они.
-разноцветные, как цветы;
-летают, как бабочки у них есть крылья?
-блестят, как мыльные пузыри;
-украшены узорами, да еще и трели выводят (поют) - запись «Птичьи голоса»(каждое качество моделируется)
Кто же это? (птицы) Да, не простые, а сказочные.
А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Чудо - птицу ты представь
На сказочной поляне.
(дети закрывают глаза несколько секунд)
Педагог - Но как нам их нарисовать? В коробочке есть волшебная палочка, она покажет нам самых сказочных по красоте птиц.
(Дети и педагог переходят в другую часть изостудии, где находится мольберт и скрытая от глаз детей декоративная доска с Городецкой росписью. Педагог дотрагивается волшебной палочкой до мольберта. Снимается занавес и демонстрируется фоторепродукция «Павлин»).
Педагог - Как называется эта птица? (павлин) Полюбуйтесь ее красотой, что вам в ней нравится? Чем она необычна? (красивый хвост) Какой он? (большой, красивый, много перышек) Верно, похож на раскрытый веер. Давайте посмотрим на перо, что можно про него сказать? Как оно выглядит? (пушистое, украшено на конце кружочками) Перечислите, какие они по цвету? (фиолетовый, зеленый, оранжевый) Один кружок как будто лежит на другом и получается красивый узор. Кружки - это тоже перышки, только они маленькие, коротенькие и разные по цвету, поэтому каждое перо и получается таким необычным. А как еще украшена птица? Да, у нее хохолок на голове. На что он похож? (на корону) Да, перышки хохолка такие же, как и на хвосте, только маленькие. А сам то павлин, какой по цвету? (синий, блестит) Да, золотом переливаются перышки. Что это вам напоминает? (мыльные пузыри) Это птица сказочная? Верно, у нее сказочный по красоте наряд, который придумала сама Волшебница - Природа, а живет павлин на самом деле.
Педагог - А вот еще одна птица (демонстрируется разделочная доска с Городецкой росписью)
Если взглянешь на дощечку,
Ты увидишь чудеса!
Ярко красками горя,
Чудо птица здесь порхает,
Буд-то в сказку нас зовя!
Что же это за птица? (Городецкая) Верно, Городецкие узоры тонко вывела рука. Художник любовался живой птицей и решил сделать так, чтобы она не улетала. Что мастер придумал? Да, он придумал как ее нарисовать и нарисовал, украсил дощечку. Почему решили, что это Городецкая птица? (ответы детей) На чем она сидит? (на сказочных цветах) Кто помнит, как они называются? («ромашки», «купавки») Расскажите про саму птицу. Что в ней сказочного? Какая она по цвету? (красная) А дощечка? (голубая) Да, птичка яркая, а на голубой дощечке выглядит еще наряднее. Каким узором она украшена? (белыми точками, полосками, дугами, завитками) Что напоминают точки на шее птицы? (бусы) Где мастер нарисовал завитки? (на голове, крыльях) А чем красива грудка и хвост? (они украшены дугами, полосками) Где еще вы видели такие узоры? (на бантиках из волшебной коробочки) Так какую птицу мы увидели? (Городецкую, сказочную, нарядную).
И последнее волшебство (педагог касается волшебной палочкой мольберта, демонстрируется иллюстрация Ю. А. Васнецова к сказке К. И. Чуковского «Краденое солнце»). Вот еще несколько птичек
. Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
К. И. Чуковский
Узнали, из какой они сказки? (К. И. Чуковского «Краденое солнце») А какой художник нарисовал иллюстрации к этой сказке? (Ю. А. Васнецов) Почему пташки щебечут? (радуются, что солнышко вернулось в небо) А как Ю. А. Васнецов показал, что они радуются? (у птичек клюв раскрыт, они песни поют) Да, а еще как? Какие они по цвету? (красная, зеленая, синяя, желтая) Да, разноцветные, как цветы из волшебной коробки. Посмотрите, чем похожи все птички? (у них есть голова на голове хохолок, глаз, клюв, есть туловище, крылья, хвостик) А чем отличаются? На что похожи хохолки? (на завитки) А вот украшены они по-разному. Да, у красной птички красными точками, как бусинками. У других птичек хохолки - это толстые завитки, того же цвета, как и сами перышки. Расскажите про крылышки (украшены дугами). Да, а у синей птички, по дугам идут белые точки. А какие разные хвостики! У зеленой, перышки как широкие прямые полоски, дугами украшены, хвостик не очень большой. А какой хвост у синей птички? (как завитки) У красной, как длинные тонкие прутики. А что вам напоминает хвост у желтой птички? (перышки похожи на павлиньи) Верно, они с кружочками, разноцветные. Птички, которых нарисовал Ю. А. Васнецов тоже сказочные. Чем они похожи на Городецкую птицу (узором, а на настоящую - павлина (красивыми перышками на хвосте).
Спасибо волшебной палочке, она нас выручила и показала так много всего необычного, удивительного.
Пока мы ждем красочек - человечков, давайте представим, что вы превратились в сказочных птиц. Расправьте свои перышки, хвостик, покажите какие вы красивые, полетаем, порадуемся солнышку, потанцуем (имитация движений птиц, музыкальный фон — музыка оркестра Поля Мориа).
Педагог — Ребята, вот и красочки — человечки вернулись (на ширме выставляются перчаточные куклы - красочки - человечки, держат коробочки с гелевыми ручками, фломастерами, печатками.)
Красочки — человечки — Мы принесли пастель и фломастеры, печатки разные по величине, форме.
Педагог - Ребята, давайте придумаем и нарисуем волшебных птиц. Пусть в стране Рисовандии снова будут слышны птичьи трели. (Дети садятся за столы). Посмотрите, на столах у вас есть пастель, фломастеры, гелиевые ручки, клей, блестки, закрученные полоски блестящей бумаги, печатки, краски, у каждого кусочек от волшебного дерева, (затонированый бледно зеленым цветом кусочек бумаги округлой формы). Предлагаю вам использовать для создания образа птицы печатки. Что вам нужно будет еще дорисовать? Да, на голове - хохолок, клюв, глаз; хвост и крыло. Птичка сказочная, подумайте, как ее по разному украсить,.(Если дети затрудняются, педагог помогает в выборе материалов. Можно нарисовать фломастерам завитки на крылышках, хвосте, голове. Можно украсить птичку точками, дугами, полосками, так, как это делал Ю. А. Васнецов. А можно сделать птичкам наряд, после того, как вы их нарисуете: взять клей - карандаш и приклеить блестки, на кончиках перьев хвоста, на завитки крылышек, хохолка, как бусы - на грудку. Не забудьте, если вы возьмете блестки каких-то двух цветов, и будете составлять узор, их надо чередовать. Чередовать можно и завитые полоски блестящей бумаги. У полоски намазывайте клеем только кончик, тогда птичка получится «кудрявой», будет красивее и еще больше похожа на сказочную.)
(Творческая деятельность детей - музыкальный фон - музыка оркестра Поля Мориа)
Во время изобразительной деятельности детей педагог обращает внимание на то, чтобы дети не давили сильно на пастель, иначе она может сломаться, на подбор цветовых сочетаний, оформление силуэта узорами, на ритмичное чередование цветов и элементов узора.
После выполнения задания.
Педагог - Ребята, молодцы у вас получились такие разные волшебные птицы!
У какой птички самый нарядный узор? Почему вы так думаете?
Какая птичка самая яркая?
У какой самый красивый хвост, крылышко, хохолок, грудка?.
Давайте возьмем ваших сказочных птиц и все то, что лежит в волшебной коробочке. Украсим всем этим наше дерево и полюбуемся тем, что получилось. (При помощи магнитов - бабочек на магнитную доску, где находится макет дерева, на пустые места, дети прикрепляют изображения сказочных птиц. Далее дерево украшается содержимым волшебной коробочки - бусами, бантиками. Около макета устанавливаются «сказочные» цветы. Включается запись птичьих голосов.)
Педагог - Ребята, послушайте, птички, что вы нарисовали ожили, они запели песни.
Красочки - человечки - Спасибо вам ребята, вы вернули стране Рисовандии волшебных птиц и хорошее настроение. Мы хотим поблагодарить вас и подарить за помощь и фантазию баночки с мыльными пузырями.
(дети пускают мыльные пузыри, уходят из студии).