Ольга Ивановна Упорова
Краткосрочный проект в младшей группе дошкольного возраста: «Птицы мои, птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в младшей группе дошкольного возраста:
Актуальность проекта:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.
Публикация «Краткосрочный проект в младшей группе дошкольного возраста: „Птицы мои, птицы“» размещена в разделах
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей о птицах;
- расширять представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
-воспитывать любознательность, сочувствие.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Методы и приемы:
- беседы о птицах;
- наблюдения за жизнью птиц;
- игры (дидактические, подвижные);
- ознакомление с художественной литературой;
- рассматривание иллюстраций;
- продуктивная деятельность.
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационно-подготовительный
1. Определение темы исходя из интереса и знаний детей.
2. Сбор и анализ литературы по данной теме.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактическим материалом.
II этап – Основной
1. Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
2. Заготовка корма для птиц.
3. Подкормка и наблюдение за птицами.
4. Апробирование на практике – проведение цикла занятий.
5. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Комплексно-тематическое планирование.
Образовательная область
Социально – коммуникативное развитие
Мероприятие:
Разговор «Птичья столовая»
Задачи:
Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой
Мероприятие:
Наблюдение за воробьями во время прогулки.
Задачи:
Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Мероприятие:
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Задачи:
Учить различать зимующих птиц по голосам.
Мероприятие:
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой»
Задачи:
Воспитать бережное отношение к живой природе, выявить уровень знания детей о зимующих птицах, расширить представления детей о зимующих птицах.
Образовательная область
Художественно – эстетическое развитие
Мероприятие:
Лепка «Птицы»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; умение отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Мероприятие:
Аппликация «Снегири синицы».
Задачи:
Показать детям как составлять аппликацию в виде птицы; - закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; - воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; - закрепить умение аккуратного пользования клеем; - развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц; - развивать наблюдательность, внимание; - упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Мероприятие:
Рисование «Птицы»
Задачи:
Продолжать формировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Передавать в рисунке особенности внешнего облика снегиря и синицы. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Развивать композиционные умения и навыки.
Мероприятие:
Лепка «Покормите птиц»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; умение отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать
мелкую моторику.
Мероприятие:
Аппликация «Скворечник».
Задачи:
Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей определить форму (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов, развивать цветовое восприятие.
Образовательная область
Речевое развитие
Мероприятие:
Рассматривание сюжетных картин и фотографий.
Задачи:
Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей, формировать связную речь.
Мероприятие:
Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички».
Задачи:
Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Мероприятие:
Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке»
Задачи:
Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память.
Мероприятие:
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова «Воробьишко», «Умная птичка».
Задачи:
Формирование интереса к потребности в чтении, привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. Продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Образовательная область
Познавательное развитие
Мероприятие:
ООД по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»
Задачи:
Закрепить понятие «зимующие» птицы; Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; Упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Мероприятие:
Чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»
Задачи:
Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Образовательная область
Физическое развитие
Мероприятие:
Утренняя гимнастика «Мы как птички». Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц».
Задачи:
Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Работа с родителями
Мероприятие:
Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой»
Задачи:
Наглядная пропаганда.
Мероприятие:
Консультация по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Дать рекомендации родителям по проведению занятий по тематике «Зимующие птицы».
Мероприятие:
Конкурс «Лучшая кормушка».
Задачи:
Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Мероприятие:
Сбор корма для птиц.
Задачи:
Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
III этап – Заключительный
Оформление результата в виде презентации:
а) выставка детских работ;
б) изготовление кормушек.
Выводы:
На участке ДОУ было развешаны кормушки изготовленных родителями. В период проведения акции ежедневно кормили птиц, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки, благодаря чему узнали и увидели, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.
Литература:
1. А. Яшин «Покормите птиц зимой»
2. З. Александрова «Новая столовая»
3. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей», М., 1999
4. М. Горький «Воробьишко»
5. М. Зощенко «Умная птичка»
6. Н. Рубцов «Воробей»
7. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», М., 2003
8. Т. Евдошенко «Берегите птиц»