Ирина Дружинина
Образовательный проект с детьми дошкольного возраста «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
(из опыта работы)
Образовательная область : «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром – экологическое развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи из цикла «Бережём планету вместе»)
Покормите птиц зимой,
Бросьте горстку крошек,
И пускай снуют порой
Стайки у окошек.
Бросьте горсточку зерна.
Много им не надо.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
И зима не так страшна
Будет для крылатых…
А. Яшин
Пояснительная записка
Принято считать, что нравственное воспитание дошкольников начинается с любви к живой и неживой природе и восприятию окружающего мира. Это не пустые слова, педагоги и родители должны «растить» чувство нравственности и любви к родной земле, планете с самого раннего детства. Близкие и простые примеры взрослых, доступность и образность формы изложения материала, привитие чувства уважения ко всему живому в природе: растениям насекомым, животным, птицам помогут детям стать достойными членами общества нашей Родины.
Введение ФГОС ДО требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является проектная деятельность с детьми с ограниченными возможностями в здоровье (ОВЗ) Интересные и увлекательные педтехнологии: игровая, здоровьесберегающая, развивающая, даёт каждому ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
С помощью проведения воспитательно – образовательного материала в ходе содержания проекта, дошкольники с ОВЗ приобретут социальный опыт, и этот опыт определит их дальнейшие действия и поступки, которые воспитывают нравственные качества человека в целом.
Методическая разработка проектной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и экологией детей дошкольного возраста из цикла «Бережём планету вместе» направлена для детей старшего возраста (5-6 лет, также апробирована в разновозрастной группе (4-6 лет) для детей с тяжё лыми нарушениями речи на тему: «Зимующие птицы» Рекомендована воспитателям, педагогам и родителям детей старшего дошкольного возраста. Содержит примерное приложение с фотографиями, состоящее из методического материала по проекту.
Технологический паспорт проекта.
(в соответствии требований написания ФГОС ДОО)
Основание для разработки: требования «Адаптированной общеобразовательной программы ДОУ для дошкольников с нарушениями речи» в соответствие ФГОС ДОУ Разработчик проекта : Дружинина Ирина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории
Участники проекта : воспитатель, обучающиеся старшей группы (разновозрастная 4-6 лет, родители, педагоги ДОУ
Тип проекта : информационно-творческий
Цель проекта : формирование знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним в жизни
Задачи: Расширить знания, кругозор детей о зимующих птицах.
2. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире природы, связанной с жизнью зимующих птиц, принимать активное участие в образовательном процессе.
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности в обшей образовательной деятельности в образовательном процессе.
4. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ проекта. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Сроки реализации проекта : краткосрочный - 2 недели, время года – зима, месяц - январь
Новизна проекта : Эколого – игровая технология с детьми дошкольного возраста с ТНР,
-использование нетрадиционных методов и приемов развития памяти и речи (мнемотехника) у детей старшего возраста с ОВЗ в условиях компенсирующего ДОУ
В основе проекта заложен принцип : активного включения всех участников образовательного и воспитательного процесса,
как основного процесса взаимодействия всех специалистов и педагогов, родителей ДОО компенсирующего вида
Этапы реализации проекта : 1 этап - подготовительный (информационно – аналитический) Цель: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям
2 этап – основной (проектировочный) Цель: проведение образовательных мероприятий по содержанию проекта.
3 этап – заключительный (аналитический) Цель: проведение аналитического обзора, подведение итогов
Ожидаемые результаты проекта :
Предполагаемый эффект: С помощью предложенного материала в развитии детей с ОВЗ возможно достичь следующего:
-У детей увеличится круг знаний об окружающем мире природы;
- Повысится объём знаний о зимующих птицах;
- Проявится способность правильного отношения к птицам.
Таким образом, в ходе проведения проекта развиваются нравственные качества развития детей в области ознакомления с природой, экологией в дошкольном возрасте, что способствует правильному воспитанию личности каждого человека.
Краткое описание опыта работы и достижений. В нашем ДОУ систематизирована единая образовательная лексико - грамматическая тема по проведению непосредственно – образовательной деятельности с детьми и деятельности в режимные моменты. Все педагоги ДОУ имеют возможность проводить занятия с детьми в одном направлении.
В системе работы учебного года мной был создан предложенный педагогический проект по теме : «Зимующие птицы», который является циклом деятельности с детьми «Сбережём планету вместе» Вся лексическая образовательная деятельность по развитию речи с детьми с ТНР, используется в системе работы, которая мною апробирована и успешно защищена в участии городского и областного конкурсного движения среди педагогов по использованию нетрадиционной педтехнологии «Мнемотехника, которая включает в себя большой лексический материал, взаимосвязь с другими образовательными областями : «Познавательное развитие», «Художественное творчество», «Речевое развитие», взаимодействие с педагогами ДОУ, с родителями детей, связь с социумом и др. Также, в процессе работы над проектом была проведена Акция с родителями детей группы «Каждой пичужке своя кормушка», оформлена предметно – развивающая среда в группе, оформлен материал на городской сайт образования, благодарность родителям в газет «Галичские известия»
Оформлен дидактический и игровой материал по теме проекта. Весь материал находится в доступном для детей месте. Он используется детьми в свободной игровой деятельности, другими педагогами для проведения и закрепления образовательного материала.
Содержание образовательной деятельности с детьми в процессе реализации проекта Непосредственно образовательная деятельность
1. НОД: «Птицы – наши пернатые друзья» «Кто, как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы».
2. Ситуативные беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Игровая деятельность 1 Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».
2. Дидактические игры: «Отгадай птицу», «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».
Словесные игры
1. Взаимодействие с учителем – логопедом группы с ТНР. Составление описательных рассказов о зимующих птицах.
2. Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».
Чтение детям художественной литературы.
Использование педтехнологии «Мнемотехника»
1. Чтение: В. Бианки «Сова», И. Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.
2. Творческое рассказывание «Как я спас птичку».
3. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественное творчество: НОД: «Сорока - белобока», «Птицы на кормушке» Художественное творчество/Музыка. Взаимодействие с музыкальным руководителем ДОУ. 1. Сценка «Где обедал воробей»2. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Прогулка «Покормим зимующих птиц»
Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке
Тема: «Зимующие птицы»
Экологическая Акция «Каждой пичужке своя кормушка» (взаимодействие с родителями (законными представителями
ребёнка)
Физическое развитие Взаимодействие с физинструктором ДОУ. Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Выполнение кормушек для птиц родителями для проведения образовательной деятельности в ходе проекта.
Результат проекта В ходе реализации данного проекта у детей сформировалась система знаний о зимующих птицах, отмечено гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю, умения отражать полученные знания и впечатления в продуктивной деятельности.
Дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях.
Улучшилась предметно-развивающая среда в группе и логопедическом кабинете. Активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.