Алла Панкратова
Конспект занятия в ОО «Познание» по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.
Задачи:
1. Образовательные:
• Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
• Углубить представления детей о причинах отлета птиц.
2. Развивающие :
• Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Публикация «Конспект занятия в ОО „Познание“ по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
• Развивать активный и пассивный словарь.
• Развивать любознательность, активность, самостоятельность
• Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
3. Воспитательные:
• Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Физическое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
Ход НОД
1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем».
Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли детки погулять
Мы еще чуть, чуть пройдем
И немножко отдохнем.
Беседа
Воспитатель: Привела нас тропинка в лес. Садимся на пеньки. Тихо.
- Не слышно птиц. Почему? (Улетели в теплые края.)
- Чем питались птицы летом? (Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.)
- А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью? (Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг, где тепло и сытно.)
- Сначала улетели те, кто питался насекомыми. Это какие птицы?
+ Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).
- После ласточек и стрижей улетают те птицы, которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи и последними улетают от нас утки и гуси. Они живут у нас пока не замерзнут реки.
- Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг? (Перелетные птицы).
- Еще каких перелетных птиц вы знаете? (Лебеди, скворцы, кукушки).
- Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
- Журавли клином (ставлю картинку клином)
- Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря!
Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.
- Ребята, назовите птиц, которые зимуют?
+ Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»
- Как мы их называем?
+ Зимующие птицы. (повторяют 2 раза)
Лебедь, дикие утки, журавль, голубь (картинки)
- Как мы их называем?
Перелетные птицы.
Ворона, сорока, воробей, ласточки (картинки)
- Какая птица лишняя?
+ Ласточки и т. д.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Описание игры.
На странице расположены птицы : снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
Физкультминутка: подвижная игра “Зимующие и перелетные птицы”
- Ребята, давайте поиграем, если я назову зимующую птицу – приседайте, если перелетную птицу –“машите крыльями”.
(Снегирь-ласточка, голубь-утка, воробей-грач, ворона-соловей, синица-скворец).
Игра "Перелётные птицы".
Раздаются карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.
Воспитатель: Ребята, сейчас я взмахну рукой и вы превратитесь в перелётных птиц. Разбейтесь на команды по три человека и каждая команда будет стайкой таких птиц, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).
Каждой "подлетевшей" стайке выдаются листы-раскраски с изображением птицы, которая изображена у них на картинке. Дети садятся на места. Далее дети по образцу заполняют рисунок.
Дидактическая игра «Кто лишний».
На магнитной доске иллюстрации птиц.
Воспитатель: Ребята, назовите, кто лишний.
- Петух, курица, утка, скворец. Кто лишний и почему? Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы — домашние.
- Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?
Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.
-Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний? Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.
-Ворона, синица, воробей, соловей;
Дети: Соловей – перелетная птица.
Зрительная гимнастика.
Птичка вверх полетела,
Птичка вниз полетела,
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела
На ладошку села,
Ух, улетела.
Воспитатель: Ребята, все вы молодцы, у всех птички получились красивые, а сейчас отгадаем загадки.
1. На шесте дворец, во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
2. Чёрный, проворный, кричит «крак»,
Червякам – враг. (Грач)
3. Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт «ку-ку…ку-ку»?
(Кукушка)
4. Он весной поет красиво: звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей: что за птичка? (Соловей)
5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.
(Журавли)
6. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины.
(Ласточка)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, а сейчас вы все будите синичками.
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Снегирь, синичка, воробей, голубь, сорока, ворона.
Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет) .
- Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле и на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Чем страшна птицам зима?
Дети: Голодом.
Воспитатель: Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Делать кормушки и кормить птиц.
Воспитатель: Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам : семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Рефлексия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
- О каких перелетных птицах вы узнали?
- Как нужно зимой помогать птицам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали. Молодцы!