Елена Астафьева
Исследовательский проект «Воздух-невидимка».
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта:
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воздуху - стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Публикация «Исследовательский проект „Воздух-невидимка“,» размещена в разделах
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры детей.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как воздух, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.
Цель:
:познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.
Сроки реализации проекта:
Проект будет реализован с 01.09.15. г по 09.09.15. г
Особенности реализации проекта:
Занятия, беседы проводятся продолжительностью 25-30 минут, с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями.
Ожидаемый результат:
Дети обогатят свои представления о некоторых свойствах воздуха;
Научатся самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
Получат опыт сотрудничества и общения с группой детей.
Обобщат все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.
Продукт проектной деятельности:
Памятки для родителей :
«Организация и проведение опытов в домашних условиях.»
Развлечение :
«Лаборатория доктора Почемучки»
Выставка творческих работ:
«Где работает воздух?»
Средства реализации проекта:
Беседы:
Беседа на тему: «Как услышать воздух».
Цель: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.
Беседа на тему: «Носы нужны не только для красы».
Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
Беседа на тему: «Летающие семена».
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
Беседа на тему: «Зелёные пылесосы»
Цель: обобщить представление об уходе комнатных растений; объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.
Занятия:
Занятие 1
Тема: «Этот удивительный воздух».
Цель: расширить представление о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи.
Занятие 2
Тема: «Ветер, ветер, ты могуч…» (Смешарики).
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
Занятие 3
Тема: «Воздух, ветер, человек». (с рисованием)
Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух, (ветер).
Занятие 4
Тема: «Вот труба – над нею дым».
Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Рисование с помощью мыльных пузырьков.
Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение.
Конструирование «Парашютный десант».
Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях.
Свободная деятельность:
Рисование способом выдувания.
Игры с различными конструкторами. Тема: «Самолёт»
Лепка «Летающие животные».
Используя летучие семена (клёна, ясеня) и пластилин, слепить любого насекомого, животного, опираясь на свой личный опыт.
Рисование «Ветреная погода».
Рисование «Воздушный транспорт»
Игры:
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие на воздушном шаре».
Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; закрепить представления детей о свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие на парусном корабле».
Цель: учить детей договариваться о последовательности совместных действий: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. ; закрепить знания об использование ветра человеком.
Дидактические игры:
«Что лишнее?».
Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов
«Какой ветер».
Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.
«Угадай, от какого дерева эти семена».
Цель: познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.
«Что сначала, что потом?»
Цель: учить выстраивать логические цепочки.
Подвижные игры:
«Солнышко и тучка».
Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу
«Одуванчики».
Цель: закрепить знание детей о летающих семенах; учить действовать по сигналу.
«Обгони ветер».
Цель: развивать быстроту бега.
Произведения художественной литературы:
С. Маршака «Мыльные пузыри».
И. Токмакова «Ветрено, ветрено»,
Н. Некрасов «Заунывный ветер»,
А. Барто «Эти капризы».
С. Михалкого «Три ветра»
С. Жупанин «Нарисую ветер»,
М. Джалиль «Вольные ветры»,
Н. Матвеева «Дуб и ветер».
Опытно-экспериментальная деятельность:
1. Поиск воздуха – обнаружить воздух.
• Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Предложить детям оказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
2. Что в пакете? – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
• Два целлофановых пакета (один с водой другой воздухом).
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.
3. Игра «Мыльные пузыри» – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
• Мыльный раствор, соломинка.
Проводится конкурс «Самый большой пузырь». Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь?
4. Воздух имеет запах? – выявить свойства воздуха: воздух может присваивать запахи разных веществ.
• Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона и т. д.)
Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.
5. «Живая змейка» - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается – опускается вниз.
• Нагревательный прибор, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку».
6. «Ветряная мельница»– учить детей производить анализ, устанавливать причинно-следственные связи.
• Вертушки.
Сравнить ветряную мельницу с вертушкой. Чем они похожи?
7.«Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.
• Парусные бумажные кораблики.
Опустить парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут.
Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
8.«Пламя загрязняет воздух?» - выяснить может ли пламя загрязнять воздух.
• Свеча, фарфоровое блюдце.
Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.
Просмотр мультфильм
Позновательные мультфильмы «Формула Ума»:
«Зачем нужен воздух?»
«Из чего состоит воздух?»
«Что такое воздух?»
Городские герои-13 «Шар с горячим воздухом»
Газун Звериные приключения- «Легче воздуха»
Смешарики «Воздух для вдохновения»
«Человек в воздухе» (Мосфильм)
Литература:
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманов В. В. Щетинина неизведанное рядом. :Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ «Сфера»2001
2. О. Р. Галимов "Физика для дошкольников". О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина "Неизведанное рядом".
3.«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
5. Линаева В. Ш. Развитие эмоции дошкольников. Занятия Игры. – М. : АРКТИ, 2000
6. А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2006
8. Интернет ресурсы.