Анастасия Караганова
План проведения исследований «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Публикация «План проведения исследований „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Взять целлофановые пакеты и попробовать поймать воздух. Закрутить пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Задача: Дети должны убедиться, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт №2 «Что в стакане?»
Взять стеклянный стакан, емкость с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в воду. Обратить внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем, снаружи стакан мокрый, а внутри?
Задача: Дети должны убедиться, что в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Взять стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставить трубочки в воду и подуть в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Задача: Проводя опыт дети должны сделать вывод, что воздух легче воды.
Опыт №4 «Имеет ли воздух вес»
Понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки. С двух сторон подвесить шары. Весы уравновешены. Взять острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Задача: Дети делают вывод, что шарик с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха. Воздух имеет вес.
Опыт №5 «Движение воздуха»
Взять в руки веер, помахать перед лицом. Что почувствовали? Открыть окно, что почувствовали?
Задача: дети делают вывод, что воздух – движется.
Опыт №6 «Воздух необходим всему живому»
Воздух необходим всему живому. Без него не проживем и 5 минут. Попробовать, закрыть рот и зажать нос двумя пальцами. Не дышать. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Задача: Дети должны убедиться, что воздух необходим всем живым организмам чтобы дышать.
Опыт №7 «Угадай по запаху»
Если в помещении съесть апельсин, использовать духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта.
Задача: Дети должны выяснить, что воздух не имеет своего запаха.
Опыт №8 «Пузырьки спасатели»
Налить в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Бросить туда кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.
Задача: Дети должны выяснить, что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность, а на поверхности пузырьки лопаются и пластилин тонет на дно.
Опыт №9 «Загадочные пузырьки»
Есть ли воздух в камне? А в дереве, глине, земле? Взять несколько прозрачных стаканчиков с водой в один положите камень, в другой комочек глины, в третий – деревянный брусок и т. д. Понаблюдать, что будет. на поверхность начнут подниматься пузырьки. Значит, Воздух есть. А где его больше всего? конечно там, где больше пузырьков.
Задача: Дети должны выяснить, что чем плотнее материал, тем меньше в нем воздуха, чем он рыхлее, мягче – тем воздуха меньше.
Таким образом с помощью таких экспериментов повысим у детей дошкольного возраста уровень представлений о воздухе, его свойствах. Простые опыты помогут каждому ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире.