Евгения Серекова
Проект «Огород на окне» для дошкольников средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
ктуальность проекта :
Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.
Публикация «Проект „Огород на окне“ для дошкольников средней группы» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Участники Проекта :
Дети средней группы, воспитатели, родители.
Тип Проекта :
По содержанию: познавательно - исследовательский.
По числу участников: групповой (дети средней группы).
По времени проведения: краткосрочный (4 недели).
Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
Задачи:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями;
• формировать экологическую культуру у детей и родителей,
• создать условия для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной (исследовательский).
3. Заключительный.
Значимость Проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.
Предполагаемый результат Проекта :
• знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;
• уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
• появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Этапы работы над Проектом :
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателей и детей:
• определение темы Проекта;
• формулировка цели и определение задач;
• подборка материала по теме Проекта
-литература,
- наглядный материал,
- дидактические, сюжетные игры,
- физкультминутки,
- фотографии,
- семена,
- муляжи овощей,
- материалы для посадки;
• составление плана основного этапа Проекта.
Работа с родителями:
• беседа с родителями о предстоящей работе;
• подготовка семян и луковиц;
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян (горох, огурец, помидор, укроп, петрушка).
• посадка: лук (коллективно, горох,укроп,петрушка,помидор,огурец) – индивидуально;
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор крупных семян;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- ведение дневника наблюдения;
Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
- проращивание семян гороха, в марле.
- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях;
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
• художественно - творческая деятельность:
- чтение детской литературы: Р. Н. С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи»
- отгадывание загадок про овощи;
- пословицы и поговорки о семье, о труде
- рисование «Наши растения», «Овощи и фрукты», «Наш лучок»;
- лепка «Грядка с капустой, морковкой»;
- конструирование изготовление табличек - указателей с названиями растений.
• Образовательные ситуации: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Фрукты - овощи», «Чудесный мешочек»,
• Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
• Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
• Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
Работа с родителями:
• изготовление атрибутов для оформления огорода;
• участие в оформлении и дизайне огорода на окне;
• беседы с родителями: «Огород на подоконнике»;
• консультация для родителей «Огород на подоконнике».
• подборка литературы про овощи с участием родителей;
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• подведение итогов реализации проекта.
• оформление дневника наблюдения;
• презентация Проекта «Огород на окне».
Литература:
1. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию -. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (Текст) – СПб. : «Детство ПРЕСС», 2012.