Светлана Солодилова
Проект в средней группе «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №118 г. Оренбурга
ПРОЕКТ
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель высшей
квалификационной категории
Бутко С. А.
воспитатель первой
квалификационной категории
Стрельникова И. А.
Оренбург
2018 г.
Публикация «Проект в средней группе „Огород на окне“» размещена в разделах
Актуальность: Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями - это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурец, лук, чеснок, горох, фасоль, подсолнух, ячмень, тюльпаны);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.
Что мы знаем о растениях Что можем и хотим узнать Как мы это узнаем
- Растения растут в земле;
- Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты;
-У растений есть листья, цветы;
-Растения на улице растут только летом;
-На даче выращиваем летом овощи;
-В помещении растения растут всегда;
-Из овощей варят суп, делаю салат;
-Папа дарит цветы на праздники,
-Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные;
-Лес – это много разных растений. - Как растут растения?
-Чем подкармливать растения?
-Зачем подкармливают?
-Где растут растения?
-Какие бываю растения?
-Какую пользу приносят растения?
-Как правильно ухаживать за растениями?
-Откуда берутся семена?
-Какие растения используются при приготовлении блюд?
- Из чего состоят растения?
-Что особенно важно для жизни растений? -Прочитать книжки о растениях;
-Побеседовать о пользе растений, и как за ними ухаживать;
-Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;
-Нарисовать картины с изображением растении;
-Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;
-Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке.
Этапы реализации проекта.
№
пп Мероприятия Цели Ответственные Сроки
реализации
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели
родители. 1-я неделя
2 Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели 1-я неделя
3 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала,
художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатели
родители. 1-я неделя
2 этап – основной.
4 Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатели 2-я неделя
5 НОД «Культурные растения» Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить с интересными представителями мира растений. Воспитатели 2-я неделя
6 Практическая деятельность: посадка огурца, лука, чеснока, гороха, фасоли, подсолнуха, ячменя, тюльпанов. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Воспитатели 2-я неделя
7 Опыт – наблюдение за ростом овощей и цветов. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна, семян. Воспитатели 3 - неделя
8 Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатели 3 - неделя
9 Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатели 3-я неделя
10 Рассматривание семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать
семенам Воспитатели 2-я неделя
11 Практическая деятельность:
выращивание рассады (огурцов, фасоли, гороха, тюльпанов, подсолнечника). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за
растениями. Воспитатели 3-я неделя
12 Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Закреплять классификацию растений по ценности для людей. Воспитатели 3-я неделя
13 Дидактическая игра «Цветочный магазин». Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Воспитатели 3-я неделя
14 Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели 3-я неделя
15 Труд в природе. Подготовить клумбы к высадке рассады цветов, грядки к высадке рассады; формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели 3-я неделя
16 Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. Воспитатели 3-я неделя
3 этап – заключительный.
17 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатели 4-я неделя
18 Анализ результативности Воспитатели 4-я неделя
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Список литературы:
1. Веракса Н. Е. «От рождения до школы. Программа дошкольного образования
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию
3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
5. Сигимова М. Н. Познание мира растений.
6. НОД Тема: «Посадка лука» (см. О. А. Соломенникова «Занятия по ФЭЭП» стр. 33-35).
7. НОД Тема: «Мир комнатных растений» (см. О. А. Соломенникова «Занятия по ФЭЭП» стр. 35-37).
8. НОД Тема: «Расскажи Хрюше о комнатных растениях» (см. журнал «Воспитатель №3, 2010, стр. 28.).
9. Игровая мотивация «Аленка и Антошка – огородники» (см. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» стр. 109-110).
Приложение
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.
3. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
4. Практическая деятельность:
НОД «Посадка лука». Уточнить и расширить представление у детей о репчатом луке, как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю. Рассказать детям о том, что для роста зелени нужны вода, свет и тепло. Формировать трудовые навыки по уходу за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям.
5. Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и роста лука.
6. Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка» (семена огурцов, гороха, фасоли, подсолнуха, луковицы тюльпанов, лука, дольки чеснока, зерна ячменя). Показать детям, как растения вырастают из семян.
7. Практическая деятельность: выращивание рассады
(огурцы, подсолнух). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
8. Практическая деятельность: посадка гороха и фасоли. Закрепить навыки посадки гороха и бобов. Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике.
9. Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами гороха, фасоли, лука, чеснока, зёрен ячменя, цветов тюльпанов, подсолнуха. Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
10. НОД «Мир комнатных растений» Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять делать выводы.
11. Чтение художественной литературы: «Пых», «Огород бабы Фёклы», «Чиполино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки, «Купите лук», «Овощи» - стихи.
Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи», «Наши растения», стихотворение «Купите лук», Комплекс гимнастических упражнений: «Удивляемся природе».
Инсценировка сказки «Спор овощей», «Репка», игры «Огородно-хороводная». Отгадывание загадок. Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев, принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений, разучивать стихи. Учить детей принимать участие детей в инсценировании сказок и получить положительные эмоции.
12. Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения». Закрепить знания детей об овощах и растениях.
13. Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
14. Итоговая беседа «Огород на подоконнике». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
15. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
16. Анализ результативности.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах).
НОД «Мини-огород на окне».
Тема занятия: посадка лука.
Цель занятия: уточнить и расширить представление у детей о репчатом луке, как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю. Рассказать детям о том, что для роста зелени нужны вода, свет и тепло. Формировать трудовые навыки по уходу за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: луковицы, горшок с землёй, лейка с водой.
Предварительная работа:
- беседы о пользе лука;
- загадывание загадок, чтение художественных произведений;
- раскрашивание и рисование лука в свободной деятельности.
Формы организации НОД:
Обсуждение;
Наблюдение.
Ход занятия.
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала
И росли как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Перед тем как сажать лук, дети внимательно обследовали луковицы, определили, что лук круглый (овальный, твердый на ощупь, покрыт коричневой (золотистой) шуршащей шелухой. Такой лук называется репчатый.
Рассматривая лук, дети увидели на верхушке луковицы маленькие зеленые ростки. Чтобы из репчатого лука вырастить зеленый, лук можно посадить в горшок с землёй.
Каждый день следить, чтобы было достаточно воды, света и тепла. Делать все надо очень осторожно, бережно, чтобы не сломать зеленые росточки, а то луковица будет медленно расти (болеть). Вместе с детьми сажаем лук в горшок с землёй. Очень старались делать все аккуратно. А для красоты украсили наш огород и поселили в нё м обитателей: бабушка, дедушка, мышка, да курочка Ряба. Красота, да и только!
Каждый день наблюдали за тем, как растет наш лучок. Вырос красивый, зеленый лук. Налюбовавшись на результаты своего труда, дети с удовольствием съели зеленый лук за обедом.
Посадили мы лучок,
Чтоб большой вырос пучок…
Вверх зеленая стрела
Прямо в луке проросла.
Лук болеть нам не велит
Ведь он – зеленый Айболит!
Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Ход занятия:
Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.
Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.
Загадки:
1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)
3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
5. Красненькие сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)
6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)
7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)
8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)
Физкультминутка.
Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.
Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, укроп, горох, бобы).
Беседа о том, что за растениями необходим уход.
Сначала наш лучок был такой (фото)
Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
Опыты - эксперименты
Земля.
Занятие- беседа- исследование: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Занятие- опыт- эксперимент: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Занятие- опыт- эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Занятие- опыт- эксперимент: Человек и лук
Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе,
Вот салат, а здесь укроп,
Там морковь у нас растет.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой-
С корнем будем выдирать,
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
Мы ее не будем трогать
Обожглись уже немного.
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
Стихи про овощи
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
Ю. Тувим
Летний дождик
Летний дождик мягкой лапкой
Гладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснется,
Как капуста встрепенется:
Листья белы и сочны
Завивает в кочаны.
Просят лук и сельдерей:
- Напои нас поскорей!
К струйкам тянется горох:
- Без воды я весь засох!
Благодатный дождик теплый
Жадно пьют морковь и свекла,
И румяные томаты,
И упругий лист салата.
Струйки весело журчат,
И сверкает мокрый сад,
Оживает огород -
Все в нем бурно в рост идет!
Т. Шорыгина
Помидор
В огороде помидор
Взгромоздился на забор.
Притворяется негодник,
Будто сам он - огородник!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетя репа:
- Это глупо и нелепо!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя огурец:
- Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, помидор!
Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец,
Устыдился, наконец,
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину!
Я. Бжехва
Праздник урожая
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идет уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладет.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Т. Бокова
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
В. Коркин
Корзина овощей
Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.
Умывал их дождик теплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свекла -
Становилась плотной, алой.
И питал их день за днем
Влажный рыхлый чернозем.
Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелек
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
Т. Шорыгина
Спелый колос
Зашепчется дождь
Тихим голосом
С цветами да травами
Зелеными.
И поднимется рожь
Спелым колосом
Над полями,
Влагой напоенными.
Уродится в поле
Ржаной хлебушек,
Рожь накормит вволю
Наших детушек!
Т. Шорыгина
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной.».
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы — люди!
Научитесь хлеб беречь».
Н. Тихонов _