Ирина Попова
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнили :
Попова И. А. воспитатель
2017
Участники проекта дети средней группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации проекта :
4 недели (02.04.17г. – 30.04.2017 г.)
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Дети дошкольного возрастав недостаточной степени имеют представление о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно – исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково - исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «Огород на окне»
Проектная идея : Вместе с родителям,педагогами и детьми создать в группе детского сада «Огород на окне».
Цель проекта :
Создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность путем создания «Огорода на окне»
Задачи проекта :
-Познавательное развитие :
1. Расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
3. Знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка, салат, кукуруза, огурцы, цветы, горох).
4. Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. 5. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
6. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: садим, ухаживаем, выращиваем растения – вырастают, радуют, кормят своими плодами.
-Социально – коммуникативное развитие:
1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям (полив, рыхление, прополка сорняков).
3. Воспитиывать уважение к труду, бережное отношение к результатам.
4. Развивать познавательные и творческие способности.
5. Формировать положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
7. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
-Речевое развитие:
1. Обогащать,расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
2. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
3. Стимулировать ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
-Художественно – эстетическое развитие:
1. Способствовать развитию творческих способностей у детей.
2. Поощрять вариативность и разнообразие в творчестве.
Ресурсы проекта :
-энциклопедия «Большая книга вопросов и ответов»;
-ресурс интернета;
-лоточки, земля, семена, совочки, лейка;
-игрушки для оформления «огорода на окне»;
-папки – передвижки;
-художественная литература.
Методы проекта :
-наглядный,
-словесный,
-практический,
-поощрение.
Формы работы по реализации проекта :
Формы работы с детьми:
-НОД по экологическому воспитанию,
-беседы,
-чтение,
- обсуждение,
-проведение опытов,
-игровые ситуации,
-объяснение,
-показ,
- речевое общение,
- отгадывание загадок,
-наблюдения,
- эксперименты,
-организованная деятельность,
-беседы с рассматриванием картинок,
-чтение художественной литературы,
-продуктивная деятельность.
Формы работы с родителями:
-индивидуальные беседы,
-рекомендации,
-наглядные информационные материалы,
-выполнение творческих заданий,
-конкурсы.
Предполагаемый результат проекта :
-Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. познакомятся с условиями их содержания.
-Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
- Дети научатся вести наблюдения.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный:
Цель: приобщение родителей и детей к реализации проектно – исследовательской деятельности.
- определение темы;
- выявление цели и определение задач;
- подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
- беседы с детьми
«Что такое огород и что на нём растёт»;
«Что такое «Огород на окне»;
«Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
Работа с родителями:
-ознакомление с предстоящим проектом,
- сбор необходимого материала для создания огорода;
- подготовка семян.
Срок реализации:02.04.17 - 06.04.17г.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
2. Основной:(реализация проекта)
Цель: проведение исследовательской деятельности для выявления благоприятных условий прорастания семян.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- рассматривание и сравнение семян (салат, огурец, петрушка, укроп, горох);
- посадка: лук (коллективно)
- посев: различных цветочных семян;
- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений;
- подготовка почвы;
- отбор хороших семян от плохих;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры: «Свари суп из овощей», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др.
Работа с родителями:
- беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
- помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
- памятка для родителей «Живые витамины»; «В каких продуктах живут витамины» «Здоровье на тарелке», подборка литературы про овощи с участием родителей.
Срок реализации: 9 – 20 апреля
Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.
3. Заключительный:
Цель: подведение итогов работы по проекту, итоговые мероприятия.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов;
- оформление таблицы наблюдений ;
- создание фотоальбома «Огород на окне».
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.
Срок реализации: 23 – 30 апреля.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
Приложения
Загадки
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук)
На стебле зелёный крюк,
А на нём висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
Это вовсе не игрушка -
Ароматная…
(Петрушка)
Пословицы и поговорки
Каждому овощу свое время
Лук от семи недуг
Лук – надежный друг
Как мы сажаем растения
Как мы ухаживаем за растениями
Первые всходы
Что у нас выросло
«Огород на окне»
Дневник наблюдений
В течение всего опыта мы проводили фенологические наблюдения, результаты которых фиксировали; отмечали цвет листьев и общее состояние растений.
дата наблюдение
2 – 6 апреля Сбор материала, подготовка семян, ёмкостей, почвы.
9 апреля Посадка семян, полив, рыхление. (лук, горох, огурцы, кориандр, огурцы, укроп)
12 апреля Появление первых ростков гороха. Появились стрелки у лука.
16 апреля Появились первые всходы (салат, кукуруза, укроп, огурцы, кориандр)
17
апреля Появились первые листочки у гороха
18 апреля Появился один настоящий листочек у огурца
19 апреля Провели пикировку рассады
Лук вырос 15 см
20 апреля У гороха крепкие стебли, сочные листья
23 апреля У зелени дружные всходы
24 апреля У огурцов рассада зацвела
25 апреля На обед ели зеленый лук, укроп
26 апреля На огурцах образуются завязи
Зелень подросла на 10 см
27 апреля Лук вырос 20 см
30 апреля Рассаду огурцов высадили на грядку
Диагностика уровня развития детей в рамках проекта
Имеет
представления
об уходе и условиях
выращивания растений Имеет
представления
о строении
растений Знает
название
посевного
материала Охотно
выполняет
поручения
по уходу за
растениями
Начало
проекта 37% 54% 32% 48%
Конец
проекта 76% 84% 78% 97%
Сравнив полученные результаты мониторинга можно сделать выводы, что благодаря участию в проекте дети сформировали представления об уходе за растениями, повысили качество ухода за ними.
Дети (в соответствии со своим возрастом) научились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Сформировано представление детей о том, что такое огород и что на нем растет. Дети приобрели больше знаний об овощах и растениях. Дошкольники научились ценить свой труд и уважать труд взрослых. Дети осознали всю важность бережного отношения к природе.
Также можно отметить, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста и исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос.
Дети научились сажать и ухаживать за культурными огородными растениями, познакомились с условиями их содержания.
Дети узнали особенности строения растения, узнали много интересного из жизни растений.
Дети научились вести наблюдения.