Юлия Войтехович
Проект комфортной адаптации детей с ОНР к условиям группы компенсирующей направленности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Творческое название: «Давайте познакомимся».
Тема проекта : Адаптация детей с общим недоразвитием речи к условиям логопедической группы.
Авторы проекта : Войтехович Юлия Александровна, Страхова Лидия Николаевна
Участники проекта : дети группы «Пчёлки», родители, воспитатели, учитель-логопед, психолог.
Тип проекта : Практико-ориентировочно-творческий.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Проекты, планы
- Педагоги компенсирующей направленности
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации проекта : средней продолжительности сентябрь 2018 года.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цели проекта :
• создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка к условиям логопедической группы;
• разностороннее развитие ребёнка, задаваемое Стандартом в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека;
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение равных возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
• сохранение и укрепление здоровья детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность проекта :
Проблемы адаптации детей раннего возраста изучены и описаны уже многими педагогами и психологами. Опубликовано множество советов, как сделать так, что адаптация к детскому учреждению проходила у малышей как можно быстрее и комфортнее.
Однако проблема адаптации дошкольников к группе компенсирующей направленности не менее важна. Ведь, чем быстрее привыкнут дети к новым условиям, тем быстрее начнётся учебно-воспитательный и коррекционный процесс. В группу компенсирующей направленности дети, в основном, приходят и общих групп. Попадая в другую обстановку в старшем возрасте дети подвергаются стрессу. Дошкольники недопонимают, зачем их привели в другую группу, забрав от друзей и знакомого, «привычного» воспитателя. Почти все дети с речевыми проблемами не замечают за собой дефектов в речи и как следствие недоумевают, для чего с ними проводят тяжёлые упражнения для коррекции речи. Так как требования логопедической группы отличаются от требований общих групп, то детям приходится заново адаптироваться к новым условиям нахождения в детском учреждении.
Обычно, родителей детей общих групп уговаривают перевести детей в логопедическую группу. Зачастую они не согласны с поставленным диагнозом и недопонимают трудности речевых нарушений своих чад. Поэтому, опираться на их помощь в период адаптации, воспитателям не приходится. Рассуждая дома при детях о своих опасениях, родители, сами того не понимая, настраиваю детей против новой группы.
Наряду с детьми, которые ранее посещали дошкольное учреждение, в группу приходят и новые «домашние» дети, у которых наблюдаются все, классические трудности адаптационного периода.
К работе по ускорению адаптации детей к группе компенсирующей направленности кроме воспитателя привлекается учитель-логопед, психолог. Необходимо также расширить знания об отклонениях речи родителей детей группы компенсирующей направленности и сделать их своими единомышленниками в этот сложный период.
Задачи проекта :
• помощь детям с речевыми отклонениями в преодолении стрессового состояния в адаптационный период;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей в период адаптации;
• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• формирование активной позиции у родителей к адаптационному процессу.
Основные направления проекта :
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Совместная работа с логопедом, медиком, методистом и психологом ДОУ.
Методы и приёмы работы в период адаптации :
• Диагностика речевых нарушений.
• Мониторинг знаний детей.
• Анкетирование родителей.
• Наблюдение за детьми во время самостоятельной деятельности.
• Беседы с родителями.
Формы работы с детьми:
• Диагностика (изучить нарушения речи).
• Слушание стихов и рассказов о речи (вызвать интерес детей к занятиям).
• Знакомство с логопедическим кабинетом (вызвать положительные эмоции, преодолеть страх перед занятиями с учителем-логопедом).
• Игры по желанию детей (снять застенчивость, вызвать желание общаться со сверстниками).
• Совместные игры в группе (снять боязнь, тревогу, застенчивость).
• Пальчиковые игры и самомассаж (подготовка коррекционной и самостоятельной работе).
• Артикуляционные зарядки в интересной форме (подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков).
• Психогимнастика (упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка).
• Телесная терапия (вызвать положительные эмоции от общения с воспитателем).
• Культура общения (закрепить взаимопонимание детей и воспитателя).
Принципы работы по адаптации детей к особенностям логопедической группы :
• Ознакомление родителей с особенностями работы логопедической группы.
• Кратковременное пребывание вновь поступивших в дошкольное учреждение детей с учётом индивидуальных особенностей в первое время адаптации.
• Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребёнка.
• Наблюдение за состоянием здоровья детей.
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
• создание методического обеспечения;
• создание естественной познавательной среды;
• помещение информации в родительский уголок.
2. Основной.
• знакомство с семьёй;
• ознакомление родителей с речевыми нарушениями детей и особенностями работы группы компенсирующей направленности;
• работа с детьми;
• беседы с родителями;
• консультации родителей учителем-логопедом и психологом;
• проведение родительских собраний.
3. Заключительный.
Модель комфортной адаптации детей группы компенсирующей направленности :
• Знакомство с родителями и ребёнком (определить особенности психо-физического развития ребёнка).
• Установление контакта с ребёнком (ребёнок привыкает к новой группе и незнакомым взрослым).
• Анализ мониторинга и диагностики (узнать уровень знаний и умений детей).
Ожидаемые результаты.
• Благоприятный адаптационный период у детей логопедической группы.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.
• Повышение у родителей компетенции в вопросах воспитания, обучения и коррекционной работы с детьми логопедической группы в адаптационный период.
• Установление доверительных отношений между работниками логопедической группы и семьями дошкольников.
Психолого-педагогическая работа коллектива группы «Пчёлки» для облегчения процесса адаптации детей к условиям логопедической группы
В нашем дошкольном учреждении одна группа компенсирующей направленности для детей с ОНР с 5-7 лет. До приёма в группу компенсирующего типа все дети проходят медико-педагогическую комиссию. Составив групповые списки, воспитатели приглашают родителей для знакомства.
Родителей знакомят с группой и логопедическим кабинетом, рассказывают о методах воспитательно-коррекционной работы, направлениями педагогической работы, бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями пребываниями детей в нашей группе, отвечают на вопросы, предлагают заполнить анкеты. Знакомство проводят совместно воспитатели и учитель-логопед. Затем, воспитатель знакомится с детьми. Педагоги постепенно знакомятся с ребятами, узнают их характер, привычки, любимы игры и игрушки.
Для оптимизации адаптационного периода группы компенсирующей направленности, мы - воспитатели группы «Пчёлки» используем разнообразные методы и приё мы работы с детьми: развлечения, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные, музыкальные игры, логоритмику, знакомят со сказками. Используем эти формы работы с дошкольниками, как в группе, так и на прогулке в течении всего дня.
Для более успешного процесса привыкания детей к новым условиям пребывания в группе компенсирующей направленности, применяем разнообразные направления работы.
1. Создаём эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Встречаем детей ласково с улыбкой, даём возможность почувствовать себя желанным в нашей группе, рассказываем интересные истории, пытаемся заинтересовать играми в какой-нибудь тематической игровой зоне, пытаемся вовлечь ребёнка в диалог. Для того, чтобы определить психо-эмоциональное состояние ребёнка, предлагаем детям прикрепить на кармашек смайлик в уголке уединения, который соответствует эмоциям, которые ребёнок испытывает в данный момент. Если в течении дня у ребёнка меняется настроение, то и меняется смайлик. Так мы наглядно узнаём с кем из детей нужно поговорить, выяснить причины плохого настроения и помочь преодолеть эмоциональное напряжение. Для снятия психологического напряжения в начале дня мы ещё используем психогимнастику, логоритмику, а также дыхательную гимнастику.
Также для психологического успокоения ребёнка мы применяем игры с песком и водой, с сыпучими материалами.
Так дети группы, на ряду с нарушениями речи, есть и психо-физические отклонения, такие как гиперактивность, перепады настроения и быстрая возбудимость, то мы в большей степени предлагаем дошкольникам спокойные, малоподвижные игры. Обязательно, приучаем детей работать за столом - это игры с трафаретами, шнуровки.
2. Формируем у детей познавательную осведомлённость. В адаптационный период очень важно как можно быстрее освоить детей к новым условиям пребывания в группе, дать им почувствовать себя в группе «своим». Для этого мы знакомим детей с групповыми комнатами, логопедическим кабинетом. Знакомясь с группой, дети перестают бояться неизведанного, а значит раскрепощаются.
3. Приобщаем детей к правилам и нормам морального поведения в обществе. В этот период важно сблизить ребёнка не только с взрослыми, но и со сверстниками. Для этого используем сюжетно-ролевые игры, трудовые поручения. Выполняя что-то совместно, дети знакомятся, начинают дружить. Акцентируем внимание дошкольников на вежливых обращениях друг с другом и с взрослыми. Ориентируем детей на личный образец поведения: приветливость, вежливость.
4. Укрепляем здоровье детей. Во время адаптации дети, обычно, часто болеют. Наша задача снизить заболеваемость с помощью физкультурных мероприятий и закаливающих процедур, прививаем культурно-гигиенические навыки.
5. Проводим роботу с родителями. Во время анкетирования выясняем, какие бытовые условия у детей в семье, как они общаются с взрослыми дома, что любят есть, чем играть, есть ли аллергии. Разъясняем воспитательно-коррекционную работу учителя-логопеда. Пытаемся произвести на родителей хорошее впечатление, вызвать желание сотрудничать, ведь только совместными усилиями можно облегчить детям период адаптации к новой группе.
6. Проводим мониторинг детей. Почти весь месяц сентябрь образовательная деятельность нами не проводится. В этот период мы делаем мониторинг детей, проводя его в игровой, интересной для детей форме. Мониторинг даёт нам возможность выявить уровень умений и знаний дошкольников, для дальнейшего разделения детей на подгруппы по их возможностям во время образовательной деятельности.
В течении сентября месяца все дети адаптировались к условиям группы «Пчёлки». А это значит, что тяжёлой степени адаптации не было ни у кого из детей. Когда все дети группы утром спокойно прощаются с родителями, хорошо едят, заводят друзей, с желанием общаются с взрослыми, быстро укладываются спать, просыпаются бодрыми и весёлым, адаптацию считаем законченной. Теперь мы спокойно и уверенно можем переходить к воспитательно-коррекционной и образовательной работе.
Таким образом, можно сказать, что наши дети успешно преодолели адаптационный период. А значит, мы с уверенностью можем говорить о правильно организованной и проведённой работе по адаптации детей к условиям группы. На 1 октября 2018 года все дошкольники группы «Пчёлки» были адаптированы.
В ходе проекта мы решили задачу по успешной адаптации детей к новым условиям группы, повысили компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей, а также установили с ними тесное сотрудничество. У всех детей в группе хорошее настроение, положительный настрой на пребывание в группе, с интересом и желанием общаются с взрослыми и друг с другом.
Разноплановая и кропотливая работа в адаптационный период имела положительный результат. Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.
Список использованных источников
1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. - М. : Просвещение, 2003.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - Изд-е 3-е. - СПб: Союз, 2006.
3. Доронова Т. Н., Галигузова Л. Н., Голубева Л. Г. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет - М. : Просвещение, 2007. - 303с.
4. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. : Линка-Пресс, 2001.
5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005.
6. Гейс Е. В., Байдина О. В., учитель-логопед СП «МОУ Майская СОШ» д/с № 7. Адаптация детей к условиям логопедической группы. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.logoped.ru/gejsev02.htm
7. Ежова О. Ю. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/622768/
8. Королёва С. Г. Особенности адаптации детей с ОНР к условиям ДОУ. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: journal.preemstvennost.ru/9-arkhiv-zhurnalov/2011-god/nomer-2-noyabr-2011-god/tema-nomera/971-problema-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-detej-s-rechevymi-narusheniyami-k-usloviyam-detskogo-sada
9. Мазанова Е. Проект по адаптации детей к детскому саду «Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли» - [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-adaptaci-detei-k-detskomu-sadu-v-pervoi-mladshei-grupe-zdravstvui-detskii-sad-my-k-tebe-prishli.html
10. Чурсина Е. Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы) - [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.maam.ru/detskijsad/-adaptacija-detei-s-narushenijami-rechi-k-uslovijam-logopedicheskoi-grupy-iz-opyta-raboty.html