Получи документы

Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе

Чемезова Вера
Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

• Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

• Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

• В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т. е. дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению. Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени.

Выявление отставаний в ЗУН:

• ликвидацию их пробелов;

• устранение причин неуспеваемости;

• формирование интереса и мотивация к учебе;

• дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

• по уровню умственного развития (уровню достижений);

• по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т. д.).

Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

• создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

• активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

• обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Уровневая дифференциация предусматривает:

• наличие базового, обязательного уровня общеобразовательной подготовки;

• базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

• базовый уровень должен быть выполнен всеми учащимися;

• система результатов должна быть открытой (ребенок должен знать, что с него требуют);

• наряду с базисом представляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета. Это обеспечивается уровнем обучения, который повышает уровень минимального стандарта.

Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.

Три типа дифференцированных заданий

1 уровень сложности – это базовый стандарт. Ученик овладевает базовым уровнем

2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий.

3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения

объему, но в праве выбора учениками заданий.

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Алгоритм применения заданий.

• Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:

• При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.

• Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.

• В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.

• Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.

• Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

Одной из важных задач учителя, работающего в личностно-ориентированной технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи могут способствовать памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора.

Памятка может выглядеть так:

• Внимательно прочти все варианты заданий.

• Осмысли каждое задание.

• Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения вариантов учебной задачи.

• Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.

• Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для тебя.

• Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.

• Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Разноуровневые задания обозначаю в три цвета 1 уровень – жёлтый, 2 уровень – зелёный,

3 уровень – красный, разные знаки – символы: кружок, звёздочка, треугольник и т. д.

Для разноуровневого обучения использую:

• карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;

• альтернативные задания для добровольного выполнения;

• задания, содержание которых найдено учеником;

• задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Дифференциация содержания учебных заданий:

• по уровню творчества;

• по уровню трудности;

• по объему;

• по степени самостоятельности;

• по характеру помощи учащимся;

• по характеру учебных действий.

Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.

Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:

• учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

• стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;

• поднялся уровень преподавания в начальной школе;

• дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет

• каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе;

• дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах;

• способствует повышению интереса к учебной деятельности;

• формирует положительные мотивы учения.

Вся наша страна перешла на реализацию Стандартов Второго поколения. Если ранее учитывался предметный результат образования, т. е. уровень подготовки выпускника по предметам, то по новому законодательству главным результатом образования становится не предметный, а личностный рост учащегося, который должен обеспечить выпускнику его успешность в дальнейшей жизни, что означает готовность выпускника обновлять свои знания и умения, его способность к самопроектированию, саморазвитию, формированию самостоятельной жизненной траектории.

Поэтому я считаю, что без индивидуального подхода к ученику, дифференциации обучения невозможно будет решить задачи Стандартов Нового поколения.

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества. Сухомлинский В. А.

Публикации по теме:

Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуковИспользование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков Алексеенко О. Ю. Воспитатель логопедической группы, МАДОУ д/с №369 г. Новосибирск. «Использование логопедических дорожек для отработки.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе
Опубликовано: 19 января 2025 в 14:11
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Чемезова Вера (УИ 1895712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД