Ирина Марченко
Проект «Времена года» для детей 5–6 лет компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили воспитатели 1 категории: Марченко Ирина Петровна, Карав
Проект для детей 5–6 лет "Времена года"___Тип проекта : познавательно-творческий, долговременный.
Публикация «Проект „Времена года“ для детей 5–6 лет компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Группы компенсирующей направленности
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
По числу участников проекта : групповой (10 детей, педагоги группы, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители). По времени проведения : на учебный год.
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, посещение музея, экскурсии в парк.
По типу объекта проектирования : социальный, познавательный, творческий.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Природа – не только великий учитель, она,
прежде всего, еще и великий воспитатель.
Сухомлинский В. А.
Актуальность:
Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в решении этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
К сожалению, очень часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления дошкольников с природой больше внимания обращают на их интеллектуальное развитие в этой области. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой нравственного развития личности дошкольников и формирования у них эмоциональной отзывчивости, этических норм и правил.
Вот поэтому, разработанный экологический проект своей главной целью ставит, именно, формирование первоначальной системы ценностных ориентаций у детей. Малоэффективно и нерезультативно прививать эмоциональное отношение дошкольников к природе по книгам и рисункам. Ребёнку надо ощутить запах травы, пение птиц, увидеть красоту весенней природы. Именно действенное общение ребенка с природой научит его жить в гармонии с окружающей действительностью.
Задачи проекта :
• познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
• научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
• формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Детская инициатива.
Беседуя с детьми, мы выяснили, что на данный момент у детей недостаточный запас знаний, о временах года и их характерных признаках. Детьми был задан вопрос: «Почему времена года меняются?». Это подтолкнуло нас взять данную тему проекта, чтобы пополнить и расширить знания детей о временах года.
1 этап «Подготовительный, выбор темы»
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о временах года? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
Дети ответили на вопросы:
Почему осень называют «золотой»?
Когда отмечают на Кубани праздник урожая и осени?
Что нам осень подарила?
Как мы узнали, что к нам пришла зима?
Когда и как отмечают Новый год и Рождество?
Где мы можем узнать о зиме?
Краски зимушки – зимы.
Почему в народе говорят «Весна – Красна»?
Какие характерные признаки весны?
Что такое Масленица?
За что мы любим лето?
Где мы можем найти лето? На вопрос «Что такое времена года и почему они меняются?», дети затруднялись ответить.
Милана Щ. предложила нарисовать картинки на тему «Краски осени».
Собирая гербарий, предложили сделать мини-гербарии в виде «книжек – малышек».
Гасан Г. ,. и Лиза Б. предложили больше узнать об осенних праздниках на Кубани.
Сережа К. предложил собрать семена с деревьев.
Стас В. поделился своим и впечатлениями о посещении парка зимой. Костя предложил посетить зимний парк всем детям.
Вика К. и Влад Б. предложили узнать о зимних праздниках.
Рома И. предложил узнать из интернета.
Лиза Б. предложила нарисовать картинки о зиме.
Рассматривая картинки о весне Стас В. предложил сделать фотовыставку «Я и весна».
При чтении стихов о весне, Гасан Г. спросил: «Чем весна отличается от зимы?».
Варя Ф. предложила узнать об этом празднике.
Костя Е. предложил нарисовать картинки о лете мелками на асфальте.
Милана Щ. предложила посмотреть альбом «Лето». На вопрос как найти ответ дети делились своими идеями и предложениями.
Мама Стаса В. предложила посетить выставку «Осень глазами детей».
Музыкальная гостиная «Осень».
Рома И. предложил спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки
Детьми был собран разнообразный природный материал.
Экскурсия детей с родителями в зимний парк.
Костя Е. спросить у воспитателя.
Родителями была подобрана папка со стихами о зиме.
Рисование на тему «Волшебница Зима».
Музыкальная гостиная по теме «Зима».
Фотовыставка «Весна – Красна».
На основе вопроса возникла словесная игра «Выдели признак времени года».
Посещение музея по теме праздника Масленицы «Эх, разгуляй!».
Был проведен конкурс «Здравствуй, лето!».
Воспитатель предложил рассмотреть картины художников о лете.
Посещение музея на тему «Разноцветные краски».
Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта :
• тематические выставки детских работ: “Калейдоскоп осени”, “Волшебница-зима”, “Портрет весны”, “Ах! Лето”;
• Фотовыставка:»Осенняя мозаика»
• изготовление альбома с детскими рисунками “Времена года”;
• изготовление книжек-малышек «Осенние листья»;
• презентация выставки детских рисунков “Шедевры живописи глазами детей”.
Последовательность разворачивания проекта
Октябрь–ноябрь
1-й блок. Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.
2-й блок. Экскурсия в парк
Цель: познакомить с разнообразием осенних красок парка. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков окружающей их природы.
3-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.
Заучивание стихотворений: русский фольклор «Дождик, дождик, веселей…»,;
Чтение - А, Пушкин «Уж небо осенью дышало», К. Обойщиков «Осень», В. Нестеренко «Желтые стихи», «Октябрь», А. К. Толстой «Осень обсыпается весь наш бедный сад.»
Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.
6-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.
Рисование»Осенний лес»;»Идет дождь»; Деревья в нашем парке».
Аппликация: «Блюдо с фруктами и ягодами»; «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»; «Натюрморт. Дары осени» - обрывание по контуру фруктов и овощей из цветной бумаги.
Лепка»Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин». «Натюрморт» - в технике пластилинография
7-й блок. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» - стр. 6, «Вышел дождик погулять» - стр. 4; дыхательная гимнастика «Ветер и листья» -стр. 6; координация речи и движения «Листопад» - стр. 6, «Осенью» - стр. 4; упражнение «К нам осень пришла» - стр. 5.
8 –й блок. Музыкальное развлечение “Праздник осени”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению выставки: «Осенний калейдоскоп».
2. Помощь в организации и проведении экскурсии в парк.
3. Изготовление объемного дерева «Времена года» (семья Баландиных).
4. Приобретение дидактического пособия «Русская березка».
Декабрь–февраль
1-й блок. Посещение музея по теме: «Эй, зимушка разгуляй-ка»
Цель: познакомить детей с традициями и обрядами празднования Нового года. Воспитывать любовь к родному краю.
2-й блок. Экскурсия с родителями в зимний сквер.
Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть “засыпания” природы с наступлением зимы.
3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей. Выставки-загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.
4-й блок. Рассматривание репродукций картин по теме “Зима” : К. Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.
Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П. Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”.
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
6-й блок. Заучивание стихотворений: С. Есенин «Береза»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…»;
Чтение - Н. Цвирева «Дед Мороз», Е. Щеколдин «С Новым годом!; В. Нестеренко «Декабрь»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Зимний вечер»; И Никитин «Встреча зимы»; В. Нестеренко «Первый снег»
7-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Волшебница-зима”;»Большие и маленькие ели», «Наша нарядная елка», «Зимняя прогулка», «Красивое развесистое дерево зимой», «Зима» «Снежинка»; «Варежка Деда Мороза» - гирлянда для оформления группы.
Лепка «Девочка в зимней шубке»; «Снегирь на ветке» - пластилинография, Аппликации: «Заснеженный дом»; «Дед Мороз» - методом обрывания.
8 – й блок. Пальчиковая гимнастика: «Пирог» - стр. 35, «Снежная баба» стр. 36, «Дед Мороз» - стр. 36, «Снежок» - стр. 36; Упражнения (координации речи с движением) : «Снеговик» - стр. 34, «Игры зимой! – стр. 35, «Сосулька» стр. 35; самомассаж (БАТ) : «Наступили холода» - стр. 37; дыхательная гимнастика: «Вьюга» - стр. 40, «Снежинки» - стр. 40; пластический этюд «Зимние забавы» - стр. 43.
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к участию в выставке «Новогодняя фантазия» (изготовление поделок руками родителей и детей).
2. Разучивание стихов с детьми о зиме.
3. Экскурсия в зимний парк.
4. Привлечение родителей к изготовлению костюмов к Новогоднему утреннику.
Март–май
1-й блок. Дидактическая игра “Времена года”.
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
2-й блок. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне
Чтение стихотворений – «Веснянка»; В. Нестеренко; «Весенние деньки», «Проталины», «Март»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится.»; русский фольклор «Грачи – киричи»; Беляков «Жаворонок»
Заучивание И. Белоусова «Весенняя гостья» Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4-й блок. Беседа на тему “Весна”.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5-й блок. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”; Слушание произведений - Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.
6-й блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему “Времена года”.
7-й блок. Занятия по изобразительному искусству.
Рисование: ”Цветут сады»;»Весенний парк», «Перелетные птицы»
Аппликация: «Скворцы прилетели», «Весенний ковер»
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.
8 – й блок. Упражнения (координации речи с движением) : «Клен» - стр. 79, «Пришла весна» - стр. 79, «Весна» - стр. 80; пальчиковая гимнастика: «Апрель» - стр. 80, «Мамин день» - стр. 87.
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению альбома “Времена года”.
2. Изготовление информационного стенда для родителей.
3. Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Июнь–август
1-й блок. Игра “Когда это бывает”.
Цель: закрепить основные приметы времен года.
Разучивание песен о лете.
2-й блок. Экскурсия в парк.
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
3-й блок. Беседа “Как я отдыхал летом на море”.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета, характерные для лета, и сравнивать с летом в Ейске
4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5-й блок. Занятия по изобразительному искусству
Лепка: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
Аппликация: «Цветы цветут».
Рисование «Бабочки летают над лугом», «Красивые цветы с бабочками».
Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, Н. Римский-Корсаков “Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.
6-й блок. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Чтение стихотворений – Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Ты скажи мне, реченька лесная…»В. Орлова;
Чтение - В. Даль «Старик годовик», «Четыре желания» К. Ушинского.
Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”.
7-й блок. Развлечение “Четыре времени года”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
8 –й блок. Упражнения (координации речи с движением) : «Гусеница» - стр. 103, «Летний день» - стр. 104, «Цветы» -стр. 105; дыхательная гимнастика: «Бабочка», «Дует теплый ветерок» - стр. 109; массаж лица; Упр. «Облака» - стр. 109.
Взаимодействие с семьей:
1. Посещение выставок Ейских художников.
2. Посещение с родителями парка в разное время года.
3. Участие родителей в изготовление картин из природного материала
4. Участие в фотовыставке – «Ах! Лето»
5. Участие родителей и детей в конкурсе : «шедевры живописи глазами детей»
6. Помощь в подготовке костюмов к праздникам в д\с
7. Сбор вместе с детьми природного материала.
8. Изготовление книжек - малышек: «Времена года»
9. Привлечение родителей к изготовлению альбомов по сезонам.
10. Пополнение развивающей среды играми и литературой по данной теме.
Ожидаемые результаты:
1. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
2. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки сформированности у них ценностных ориентаций.
3. Организована развивающая среда, способствующая нравственно –экологическому развитию детей.
4. Повысится уровень экологической культуры родителей.