Марина Кравцова
Проект для детей 3–4 лет «Ты расти, расти, фасолька!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ты расти, расти,фасолька!» Педагогический проект по ознакомлению детей с природой
Воспитатель МБДОУ д/сад № 16,
г. Североморск
Кравцова Марина Петровна
Актуальность:
В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека.
Публикация «Проект для детей 3–4 лет „Ты расти, расти, фасолька!“» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Младшая группа
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Фасоль, горох, бобовые
- Фасоль, горох. Посадка и выращивание
- Фасоль, горох. Проекты
- Темочки
Поскольку мы работаем с детьми младшего возраста, то наша задача состоит в том, чтобы поддержать стремление малышей к самостоятельности, к проявлению радости от пребывания в природной среде, в побуждении детей быть доброжелательными к живому, помочь понять, что растение – живое существо (на примере роста фасоли). Вызвать у малышей радость от положительных результатов труда, удивления и восхищения от полученных результатов.
Вид проекта : среднесрочный, познавательно – исследовательский с элементами продуктивной творческой деятельности.
Участники: дети группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена на:
*помощь детям во вхождение и принятие проблемной игровой ситуации;
*активизацию желания детей вместе с воспитателем искать пути решения проблемной ситуации;
*формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты – посадка фасоли, уход за фасолью, наблюдение за ростом и развитием).
Цель проекта :
формировать у детей основы экологической культуры, экологического самосознания, предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков.
Задачи проекта.
Образовательные:
*пробуждать интерес детей к наблюдениям в природе, элементарной исследовательской деятельности, экспериментированию;
*приобщать детей к процессу познания :
- формировать представления детей о стадиях роста и развития растения (на примере фасоли, о зависимости роста растения от температуры окружающей среды, о многообразии овощных культур (растений огорода, о частях растения (семя, корень, стебель, лист, цветок, плод-стручок);
*привлекать детей к творческой деятельности: заполнению календаря наблюдений, составлению предложений, небольших рассказов.
Развивающие:
Совершенствование психических процессов:
*формировать эмоциональный отклик на общение с природой, радость от положительных результатов труда, удивления и восхищения от общения с природой;
*развивать мышление и воображение детей;
*развивать умение отвечать на вопросы взрослого, задавать вопросы взрослому, внимательно слушать ответы взрослого и сверстников.
Формирование проектно – исследовательских навыков и умений:
*учить детей понимать и принимать поставленную педагогом игровую задачу;
*побуждать детей предвосхищать результат, основываясь на своем жизненном опыте;
*закрепить знания детей о предметах ухода за растениями и способами действий с ними.
Познавательное развитие:
*обогащать и расширять представления детей об окружающем мире (об овощных культурах, о климатических особенностях Севера);
*побуждать детей принимать участие в игровых ситуациях для обследования предметов (растений, семян) : д/ игры: «Узнай на ощупь», «Выбери семена фасоли», «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек»;
*побуждать детей переносить сюжеты из жизни в игру «Мы сажаем огород», «Овощной магазин», «Варим овощной суп»;
*развивать творческие способности детей при составлении небольших сказок, загадок, рисунков к ним.
Физическое развитие:
*формировать представления детей о пользе фасоли для здоровья.
Воспитательные:
*воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
*доказательство того, что температура воздуха влияет на рост растения;
*умение наблюдать, сравнивать, зарисовывать (вести дневник наблюдения, делать элементарные умозаключения, выводы;
*эмоциональное, бережное отношение к окружающей природе.
Дети узнают:
*название абиотических факторов (свет, тепло, влажность) и их влияние на рост растения;
*название предметов ухода за растениями;
*значение фасоли, как продукта питания.
Дети научатся с помощью взрослого:
*действовать с предметами ухода за растениями;
*выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли, делать зарисовки в календаре наблюдения.
Продукт исследовательской деятельности:
*календарь наблюдения за ростом фасоли;
*газета для родителей с фото-выставкой «Ты расти, расти, фасолька»;
*альбом с материалом о пользе фасоли, с рецептами «Что можно приготовить из фасоли».
I этап: Подготовительный
Осуществление проекта начали с наблюдения уже выращенной фасоли (посажена была в марте). Увидели, что на огороде Морковыча выросла высокая фасоль. Кроме стебля и листьев на ней растут стручки. Раскрыли с детьми стручок, увидели точно такие же семена-фасолинки, какие сажали весной. «Вот какие сестрички – фасолинки живут в домике – стручке». Придумали небольшую сказку с детьми о том, как посадили фасольку, как она выросла, и у нее появилось много новых деток.
II этап: Основной
Работа по реализации проекта осуществлялась в направлениях:
*работа воспитателя с детьми;
*работа с родителями.
Работа воспитателя с детьми:
После составления сказки и рассматривания новых семян, у самых любознательных возник вопрос: «А что будет, если эту фасольку посадить? Она прорастет?» Предложила свой вопрос: «Как найти ответ?» «Надо посадить в землю и посмотреть». Вспомнили с детьми, что для начала надо прорастить семена. «Как мы это делали?» Замочили с детьми семена и через 3 дня получили проростки. Рассмотрели с детьми проростки, вспомнили последовательность посадки проростков: - что возьмем сначала? – что сделаем? – что получилось? Дети задавали вопросы воспитателю, воспитатель – детям. Посадили проростки в землю в горшочке на подоконнике. Предложила подумать, что надо делать, чтобы фасоль росла? «Надо за ней ухаживать: поливать, рыхлить». Предложила детям подумать над вопросом: «А на улице вырастит фасоль, если мы будем за ней также ухаживать?»
Ответы были следующие:
- конечно, будет, там все растет;
- будет, там ветер, он помогает расти;
- нет, не вырастит, там холодно.
Во второй половине дня высадили фасоль и на улице. Обратила внимание детей на погоду : тепло или холодно на улице? Объяснила детям, что мы живем на Севере, лето у нас холодное. Теплых дней мало, часто дует холодный ветер и идет дождь. Начали наблюдать: вместе с детьми ухаживали за фасолью, делали зарисовки в календаре наблюдения, беседовали.
Работа с родителями:
* предложили родителям темы для бесед с детьми дома:
«Чем полезны овощи?», «Что можно приготовить из фасоли?»;
*подготовили газету с фото-выставкой «Ты расти, расти, фасолька!».
III этап: Заключительный
Продуктом исследовательской деятельности стал календарь наблюдения за ростом фасоли в группе и на улице. Из наблюдений сделали вывод: в группе тепло – фасоль взошла быстро, и уже появились стебель и листья, а на улице, из-за холодной погоды, фасоль еще не взошла.
Исследовательская деятельность и наблюдение за ростом фасоли проводилась с 1 августа по 16 августа. За этот период из семян фасоли удалось вырастить небольшие ростки фасоли и сделать вывод, что для роста фасоли, кроме воды и света, нужно еще и тепло. Дети узнали - фасоль полезный продукт питания и из нее можно приготовить много вкусных блюд. С помощью родителей изготовили альбом "Что можно приготовить из фасоли?"
Предварительная работа:
*рассматривание семян фасоли «На что похоже?»;
*рассматривание стручка фасоли и гороха, сравнение;
*сравнение семян фасоли и гороха;
*целевая прогулка на огород «Что растет на огороде?»;
*рассматривание тематического альбома «В огороде все растет»;
*д/ игры: «Узнай на ощупь», «Выбери семена фасоли», «Наш огород», «Что где растет?», «Узнай на вкус»; хороводная игра «Огород».
Сказка "Про Фасольку"
Вот такая фасоль выросла у нас на подоконнике (огород на окне)
Рассмотрели стручки, семена
А вот и проростки фасоли
Мы их посадили в землю и полили
На улице тоже высадили фасоль
Такая фасоль у нас в группе, а на улице ничего не выросло.
Фотовыставка для родителей