Антонина Лёвина
Проект «Что из чего сделано в рукотворном мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Что из чего сделано в рукотворном мире?»
(средняя группа)
Каждый объект, который нас окружает, имеет свое название. С одной стороны нас окружает большое количество объектов, каждый из которых из чего-то сделан. Необходимо дать детям понятие об имени данного признака – «материал». С другой стороны, понимание имени признака «материал» трудно для детей, так как само слово «материал» дети путают с признаком «ткань». Кроме того, смешиваются понятия «материал» и «поверхность», что также ведет к проблеме описания объекта. Следовательно, мы считаем, что проект на тему : «Что из чего сделано в рукотворном мире?», актуален для детей пятого года жизни.
Публикация «Проект „Что из чего сделано в рукотворном мире“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Цель проекта :
1. создать условия, при которых у детей сформируется потребность познать, что из чего сделано, то есть материал, из которого сделан объект.
2. формировать обобщенное понятие признака «материал».
Отсюда вытекают практические задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о видах материалов (дерево, пластмасса, металл, стекло, бумага, резина).
2. Познакомить с отличительными свойствами различных материалов.
3. Учить классифицировать объекты по значениям признака «материал».
4. Создать коллекцию разных видов материалов и изделий из них для дальнейшего использования в практической деятельности.
1 этап.
В начале работы над проектом в группе было сделано объявление о том, чтобы дети принесли небольшие, бросовые части изделий из разных материалов, так у нас появилась копилка – большая красивая коробка, куда было помещено, всё, что собрали дети и их родители.
Первостепенной задачей работы над проектом было - заинтересовать детей в том, из чего сделаны разные предметы рукотворного мира. Поскольку познания детей в данной области минимальны, нам было необходимо дать элементарные представления о материалах, из которых изготавливаются различные объекты. Для этого с детьми проводились беседы, игры «Из чего мы сделаны», «Выбери и назови», «Веришь - не веришь», были проведены занятия на темы: «Свойства металла и дерева», «Бумага и её свойства», «Материалы: стекло и дерево», «Приключения пластмассового и пластилинового мячиков», основной целью которых было уточнить, закрепить знания о материалах. Работа над проектом велась непрерывно : на занятиях, прогулках, в беседах, в свободное время особое внимание уделялось видам материалов и их свойствам.
Дети быстро включились в работу и с удовольствием приносили образцы разных материалов, а затем исследовали их свойства, находили сходства и отличия, сравнивали возможности материалов (тонет - не тонет, хрупкий - прочный, растягивается – не растягивается, прозрачный – не прозрачный и т. д.). Кроме этого, для определения свойств материалов нами использовалось игровое упражнение «Путешествие по дорожке анализаторов», в котором дети исследовали образцы материалов всеми органами чувств.
Для реализации задачи знакомства с отличительными свойствами различных материалов проводились следующие игры-эксперименты
• «Тонет – плавает»;
• «Гладкость - шероховатость»;
• «Теплый - холодный»;
• «Прочность - хрупкость»;
• «Теплопроводность»;
• «Вес»;
• «Давай поменяемся»;
• «Теремок»;
• «На что похоже?»;
• «Аукцион»;
• «Хорошо - плохо»;
• «Где живет?»;
• «Чем был – чем стал»;
• «Мои друзья»;
• «Что умеет делать?»;
• «Родня»;
• «Догони мяч»;
• «Робинзон Крузо».
В группе была создана творческая лаборатория, в которой дети проводили эксперименты с материалами. Так же была проведена игра – путешествие «Наш детский сад», в которой дети исследовали «из чего сделан детский сад».
Таким образом, в ходе работы над проектом постепенно собиралась картотека методических материалов.
2 этап. В процессе организации этого этапа работы над проектом мы с детьми как бы «переизобрели» модель видов и подвидов различных материалов. И наиболее удобным видом пособия, на наш взгляд, стала схема-планшет, в центре которой отведено место, куда помещается какой-либо объект, стрелки же указывают на значения признака «материал» (дерево, бумага, стекло, пластмасса и т. д.). Данная модель позволит детям играть, помещая в сектор какой-либо объект.
Еще одной моделью станет значок признака на модели имен признаков: .
Новым продуктом данной деятельности стало создание фантазийных объектов из материалов, с их нетипичным использованием, например, стеклянный стул (кому он может быть необходим, или резиновый портфель. Детям предлагались разного рода творческие задачи, которые было необходимо решить.
Необходимость в систематизации знаний детей о видах материалов и изделий, которые из них сделаны привела к тому, что мы создали коллекцию разных видов материалов. Таким образом, еще одним продуктом стал «Музей материалов», в котором представлены экспозиции изделий из различных маетриалов, а также экспозиция изделий, сделанных из нескольких материалов, поскольку большинство объектов в мире сделано не из одного вида материала, а сразу из нескольких.
«Музей материалов» был представлен на презентации проекта. В качестве экскурсоводов выступили сами дети. Презентация проекта проводилась неоднократно: для детей из старших групп, для родителей, для педагогов. В ходе презентации сами дети рассказывали о том, как музей создавался, и для чего это было сделано. Кроме того, они показали игру «Лаборатория экспериментов», в ходе которой дети продемонстрировали, как они при помощи «Дорожки анализаторов», определяют свойства того или иного материала путем эксперимента. Также ребята показали игру «Выбери и назови».
В дальнейшем мы планируем продолжить работу в данном направлении. И, возможно, следующим нашим проектом может стать исследовательская работа на тему «Лаборатория матушки-природы», в которой мы постараемся изучить вместе с детьми из чего «сделаны» объекты живой материи.