Галина Никифорова
Проект «Царство камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Обращение к методу проекта не было случайным. Проводя работу по экологическому воспитанию детей в детском саду, я заметила, что чаще обращаем внимание детей на живые объекты, растения, животные, а объекты неживой природы рассматриваются мало.
При разработке проекта я опиралась на ФГОС ДОУ, который учитывает:
1. Индивидуальные особенности и потребности ребенка.
2. Возможность освоения ребенком программных задач.
3. Сотрудничество детей и взрослых.
4. Сотрудничество ДОУ с семьёй.
Публикация «Проект „Царство камней“» размещена в разделах
5. Формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности (проект помогает : активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать её, способствует развитию творческих способностей детей, умение наблюдать и слушать, развитию навыков общению).
Актуальность проекта – дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе, они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений.
Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Тип проекта : познавательный.
По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.
Основные направления проекта :
- познавательно-исследовательское.
- речевое развитие.
- художественно-эстетическое.
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников, направленных на изучение богатейшего мира камней, а также для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста в процессе создания мини – музея «Царство камней».
Задачи проекта
1. Способствовать формированию навыков поисково – исследовательской деятельности, предпосылок экологической культуры.
2. Обучать взаимодействию с природными объектами органов чувств.
3. Развивать умение созерцать и анализировать предметы, направляя внимание на более тонкое различие их качеств, выделяя существенные признаки и связи, делая определенные умозаключения и выводы.
4. Развивать наблюдательность, любознательность и воображения в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
5. Воспитывать бережное отношение к разнообразным ресурсам природы, к экспонатам мини – музея.
6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность.
7. Продолжать развивать взаимодействие с семьёй.
Ожидаемые результаты проекта;
от детей
•приобретение детьми знаний о свойствах камней об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и в жизни человека;
•формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения их исследования;
•индивидуальные продукты деятельности детей (поделки, рисунки);
От педагога
• повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросе организации исследовательской деятельности детей (создать картотеку игр, опытно экспериментальной деятельности для мини – музея «Царство камней») :
•обогатить предметно - развивающую среду (собрать экспонаты, альбом «Царство камней», библиотека книг, мини – музей «Царство камней»).
от родителей
Совместное взаимодействие.
Разделы мини – музея «Царство камней»
1. Речные и морские камни.
2. Камни украшают жизнь и быт людей.
3. Камни – строители.
4. Камни лечат.
5. Песок в мире стекла.
6. Камни минералы.
7. Камни украшения.
8. От горы до песчинки.
Методы, используемые в реализации проекта :
• Исследовательские: наблюдения в природе;
• Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;
• Слушание музыкальных произведений;
• Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;
• Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)
Формы организации по реализации проекта :
• игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;
• художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников (пластилинография, бумагопластика, творческие конкурсы.);
• трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);
• НОД.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Методический инструментарий.
• Наглядный материал:
• а) камни настоящие и искусственные, на иллюстрациях;
• б) настольно-печатные игры по экологии;
• в) дидактические игры по экологии;
План реализации проекта :
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.
1. Подбор литературы о камнях.
2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.
3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта :
- предложить родителям принести для мини-музея поделку из камняи краткую информацию о камне, из которого сделана поделка.
2 ЭТАП – Реализация проекта.
Беседа – «Мир камней», «Какие разные камни», «Эти удивительные камни», «Камни и свойство камней».
Опыты – «Волшебный мир камня и дерева», «Самый твердый или мягкий», «Самый большой и самый маленький».
Чтение художественной литературы – П. П. Бажова «Каменный цветок», П. П. Бажова «Серебренное копытцо».
Дидактические игры – «Опиши камни», «Что лишнее?», «Гора и камень», «Найди свой камень».
Художественное творчество – Выкладывание контурных рисунков камешками. Рисование на камнях.
Конструктивное творчество – «Из чего построить дом?».
ИТОГИ: Организация мини – музея «Царство камней».
3 ЭТАП – Заключительный.
1. Создать мини - музей «Царство камней».
2. Провести занятие «Царство камней».
3. Создать презентацию по разделам мини - музея «Царство камней».
Таким образом, вся проведенная мною работа по реализации проекта «Царство камней» будет способствовать расширению кругозора детей приобщению детей к поисково – экспериментальной деятельности, обогатить предметно – развивающую среду, повысит теоритический и профессиональный уровень педагога.
«Рыбе – вода,
птице – воздух,
зверям – леса, степи, горы.
А человеку нужна Родина!
Охранять природу – значит,
Охранять Родину»
М. М Пришвин.