Светлана Бычкова
Мини-проект «Этот удивительный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИ- ПРОЕКТ
«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ»
1. Вид проекта: познавательно-исследовательский.
2. Продолжительность: краткосрочный (17-28 октября 20016 года)
3. Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы (5-7
лет, родители
4. Цель проекта: Знакомство с видами и свойствами камней
5 Задачи проекта:
- Продолжать знакомить детей с живой неживой природой,
- Дать первое представление о камнях, которые используются
для украшения построек,в изготовлении памятников,
Публикация «Мини-проект „Этот удивительный мир камней“» размещена в разделах
сувениров (гранит, мрамор, показать изделия
из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты
и пр.).
- Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.
- Формировать мыслительные процессы: умение
классифицировать камни по разным признакам, анализировать
и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию
окружающего мира.
- Активизация словаря: камень, твердый, гладкий,
шероховатый,крепкий, неровный,тяжелый, блестящий, красивый
и др.).
6. Предполагаемый результат: Дети узнают и различают камни, где их применяют,
научатся осуществлять эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения;
понимать необходимость бережного отношения к природе.
7. Продукт проектной деятельности:
- Выставка творческих работ детей совместно с родителями.
- Создание мини-музея вместе с родителями «Камни вокруг нас»
- Ситуативный разговор на тему: Эти обыкновенные и необыкновенные камни»
- Выставка и чтение в книжном уголке: П. П. Бажов «Малахитовая щкатулка»,
«Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Игорь Рыжов «О чем шептались
камешки»
- Рассматривание книг, фотографий, иллюстраций на данную тему.
- Проведение опытов по выявлению свойств камней :
а) рассматривание через лупу;
б) определение на ощупь;
в) сравнение и определение на прочность;
г) тонет не тонет;
д) Плавится не плавится
8. Творческая деятельность с детьми:
«Разноцветные камешки» для дидактических игр;
роспись: «Божья коровка», «Цветы», «Теремок».
9. Участие детей в районном методическом объединении- открытый просмотр
непосредственно образовательной деятельности на тему: «Солнечный камень».
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
в старшей разновозрастной группе (5-7 лет)
«Солнечный камень»
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами камней, как человек использует их.
2. Развивать исследовательские навыки.
3. Совершенствовать умение наблюдать.
4. Раскрыть тайну происхождения янтаря, узнать секреты его добычи, изучить его свойства, где используется.
5. Воспитывать уважение к родному краю, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области
Оборудование: набор камней, лупы, деревянный молоток, емкости с водой,
иллюстрации: добычи янтаря, изделий, музея янтаря, разноцветные камни в малахитовой шкатулке, камни амазонит, родонит, селинат, куски шерстяной ткани, кусочки салфеток? Шум моря-запись, лист бумаг и т ручку
Ход: Образовательная ситуация
-Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то у двери обнаружила вот эту посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо. (На конверте написано «Детский сад п. Чехово, старшая группа, от Хозяйки медной горы) «Здравствуйте, ребята, Мне сказали, что вы умные, любознательные и сообразительные, много знаете, много умеете.
Посылаю вам подарок в малахитовой шкатулке. Малахит-это тоже камень.
Но что бы узнать что там, вы должны отгадать мою загадку.
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячи лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжелый, большой — одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал (Камень).»
- Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стихотворения? Ответы детей. (продолжаю читать письмо)
«Это вам мой подарок, разноцветные камни из которых делают украшения. (показать)
Камни бывают такими разными! Любому человеку камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны. В горах я часто встречаю людей, которые ищут камни, - геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может они и правы. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства Приглашаю вас в горы, где спрятано много
разных камешков. Пусть каждый из вас найдет камень и узнает его секрет. Удачи Вам!» Открываем шкатулку, рассматриваем шкатулку, камни. В какой сказке козлик копытом выбивал разноцветные камни?
Сравнить горные камни с морскими.
Отметить, что горные камни с острыми углами, а морские гладкие, круглые и овальные. (вода камень точит)
Мы узнали, что камни твердые, крепкие, тяжелые И человек научился использовать эту мощь. Как использует человек камни?
- У древних людей не было спичек, они высекали огонь из камня, который называется кремень. Кремень – твердый, прочный камень. Люди говорят: «Крепкий – как кремень». Из этого камня древние люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.
- из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы;
- делают памятники (Дети рассматривают соответствующие иллюстрации)
Восп-ль: Ребята, давайте мы напишем письмо Хозяйке медной горы, поблагодарим за подарок и пошлем ей тоже подарок? А что мы можем ей послать? Нужно ей послать такой подарок, которому бы она обрадовалась и чего она никогда не видела.
-Я кажется знаю, что ей можно подарить.
-Как называется наша область? А море.? (Балтийское)Давайте представим, что мы на море. (ВКЛЮЧИТЬ АУДИОЗАПИСЬ ШУ МА МОРЯ - РЕЛАКСАЦИЯ) Наше Балтийское море самое необычное, знаете почему? Потому что в нашем Балтийском море добывают янтарь. Я думаю, что такому подарку Хозяйка обрадуется.
Она живет в горах, море и янтарь никогда не видела.
-А что вы можете рассказать про янтарь?
Янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад.
Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю.
Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море. Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землёй.
Отличительные особенности камня — золотистый цвет, напоминающий
солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются куски большего размера — с голову человека и даже больше. В основном люди его используют для украшений. (показ иллюстраций, изделия из янтаря.
В шторм этот камень волны выбрасывают на берег. Но еще люди специально добывают его на берегу моря Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области.
Там происходит добыча и переработка солнечного камня. (рассматривание иллюстраций добычи янтаря)
И есть в г. Калининграде «Музей янтаря», где представлено много изделий из него. (Иллюстрации)
А теперь я предлагаю чуть-чуть отдохнуть.
Отдых наш –физкультминутка,
Занимай свои места:
Начинаем шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину вы держите,
Рази два, раз и два!
По дорожке мы пошли, много камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы на море пошли, желтых камешков нашли,
Присели, собрали, с собой в садик принесли.
-Предлагаю вам, ребята, рассмотреть поближе этот камень (через лупу).
Рассматриваем, отмечаем цвет, что есть пузыри воздуха.
1. Опыт. Погреть кусок янтаря над свечой, он начнет плавиться и пойдет хвойный запах. (отметить, что мягкий камень, легко поддается обработке)
2. Опыт. Проверить тонет не тонет
3. Проверить на прочность, стукнуть молоточком,.
Итог: Вот такой замечательный камень есть в нашем краю, который называют еще Янтарным.
Ну, что? Подарим янтарь и морские камушки Хозяйке медной горы?
Давайте напишем письмо и отправим. (Составляем письмо)
-Что вы нового узнали? Что понравилось?
В заключении дарю вам «морские камушки» (конфеты)