Ирина Владимировна Егорова
Проект «Волшебный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта: Познавательно-исследовательский
Проект долговременный, срок реализации – 1 год.
Период реализации: январь 2017 г. – декабрь 2018 г.
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы, родители
Образовательные области: музыкально-художественная, социально- личностная, физическая, познавательно-речевая, художественно-эстетическая.
Публикация «Проект „Волшебный мир камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Актуальность темы: Современная действительность нуждается в осознанном правильном отношении человека к природным богатствам родного края и всей нашей страны. Интерес к минералам – сокровищам Земли является важнейшим стимулом к расширению кругозора ребенка, обогащению интеллекта в целом. Знания о минералах формируют чувство гордости к родному краю, воспитывают бережное отношение к природным богатствам в недрах Земли
Цель проекта:
Развивать любознательность и интеллектуальную активность детей процессе формирования представлений о разнообразии камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через различные виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.
Задачи:
1. Стимулировать развитие у детей любознательности и познавательного интереса к объектам неживой природы
2. Способствовать усвоению первоначальных представлении о полезных ископаемых родного края, их образования, выявить основные их свойства, качества и место применения
3. Формировать у детей представление о камнях разного происхождения: умение квалифицировать минералы по их отличительным признакам
4. Поддерживать проявление самостоятельности в познании минералов и формировании интереса к исследовательской деятельности, результатом которой является выращивание кристаллов (морской соли, медного купороса)
5. Развивать эстетические чувства, связанные с красотой минералов, способствовать формированию умения эмоционально откликаться на изделия из камня и бережно к ним относится и относить увиденное с собственным опытом
6. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, свою родину и их природные богатства, а также желания беречь и охранять подземные сокровища Земли
Модель педагогического проектирования содержит 4 этапа:
I. Подготовительный этап – январь 2017 г.
1.1. Целеполагание.
1.2. Отбор содержания проекта.
II. Исследовательский этап – февраль 2017 г.
2.1. Планирование:
2.2. Подготовка методических и дидактических средств.
III. Основной этап. Март 2017 г. – ноябрь 2018 г.
3.1. Организация деятельности детей.
3.2. Взаимодействие с родителями по теме проекта.
IV. Aналитический этап – декабрь 2018 г.
4.1. Анализ проекта.
4.2. Рефлексия.
4.3. Корректировка плана деятельности.
Предполагаемый результат:
У детей должен быть сформирован познавательный интерес к уникальным объектам неживой природы. Они должны научиться ориентироваться в удивительном мире камня: знать их свойства, особенности, значения и применения человеком в экспериментально- исследовательской деятельности с минералами раскрыть потенциальные возможности и особенности ребенка, его умения самостоятельно делать выводы.
Работа с родителями по реализации проекта:
1. Провести анкетирование родителей с целью выяснения опыта по краеведению (ознакомлению детей с объектами неживой природы- полезными ископаемыми родного края) и ознакомление с проектом «Волшебный мир камней минералов»
2. Провести консультацию для родителей направленную на формирование положительного отношения к коллекционированию
3. Привлечь родителей к собиранию экспонатов для экспозиции «волшебный мир камней минералов»
4. Оформить вместе с родителями выставку «Волшебный мир камней и минералов»
5. Подготовить выставку научно-познавательной литературы на тему «Эти удивительные камни».
6. Предложить родителям дома провести опыты: «Вода и камень» и опыты по выращиванию кристаллов.
7. Совместный труд детей и взрослых на участке детского сада, создание «Альпийской горки»
8. Привлечь родителей к развитию эстетического вкуса у детей
Продукт проектной деятельности:
1. Игры драматизации по сказкам «Три поросенка», «Серебряные копытца»
2. Дидактическая игра «В гостях у Хозяйки Медной горы»
3. Создание макета «Горы» по сказу П. П. Бажова
4. Оформление альбома «Сокровища Уральских гор»
5. Словотворчество «Стихи, загадки о камнях»
6. Оформление альбома «Пословицы и поговорки о камнях»
7. Выставка экспонатов «Волшебный мир камней и минералов»
8. Викторина «Эти удивительные камни»
9. «Волшебный мир кристаллов» (Выращивание кристаллов медного купороса, морской соли)
10. Создание «Альпийской горки»
11. Презентация «Волшебный мир камней и минералов»
Содержание проекта:
Проект «Волшебный мир камней минералов» знакомит детей с разными видами минералов их особенностями значением и применением человеком. Через разные виды детской деятельности: игровую, трудовую, музыкальную, театрализованную дети знакомятся со свойствами и происхождениями минералов. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно-патриотические чувства.
Дидактические игры:
«Узнай на ощупь», «Разноцветные камешки», «Бусы для хозяйки медной горы», «Лабиринт», «Добавь или убери лишний предмет», «Где лежит камень?», «Какую фигуру сделал мастер?», «Собери цветок», «Что делают из камней».
Игры драматизации по сказкам «Три поросенка», «Серебряные копытца»
Подвижные игры: «Камень- беги!», «Найди камень», «Найди по карте» (ориентировка вы пространстве, «Собери рюкзак», «Хозяйка и камни», «Попади в пещеру», «Построй грот»
Познание:
НОД по краеведению «Минералы- сокровища Земли» по ознакомлению с миром камней:
1. «Зачем человеку нужны камни»
2. «Простые и ценные камни в природе»
3. «Изучаем камни»
4. «В гостях у хозяйки медной горы»
5. «В царстве камней»
6. «Уральские самоцветы»
7. «Я в геологи пошел- пусть меня научат»
8. Досуг «Путешествие в Королевство камней»
9. Рассматривание изделий из камня «Статуэтки, картины, мини-скульптуры»
10. Закрепление знания о геометрических формах в играх: «Какой формы камень», «Веселая геометрия», «Лабиринт», «Где лежит камень?», «Собери цветочек» и др.
11. Закрепление навыков счета: «Сосчитай камешки», «Который по счету этот камень» и т. д.
12. Оформление альбома «Уральские самоцветы»
13. Встреча с интересными людьми (беседа о коллекционировании)
14. Создание экспозиции «Волшебный мир камней и минералов»
1. «Если бы я был каменщиком» - составление детьми творческих рассказов
2. «Угадай какой камень я спрятал?» - словесное описание творческих рассказов
3. Словотворчество «Стихи, загадки о камнях»
4. Викторина «Эти удивительные камни»
Экспериментально-исследовательская деятельность:
1. Опыты с минералами, рассматривание их через лупу
2. Определение свойств минералов с помощью экспериментирования
3. Ознакомление детей с образованием и разрушение камней с помощью моделирования
4. Выращивание кристаллов медного купороса и морской соли
5. Индивидуально-семейные опыты «Вода и камень»
Чтение художественной литературы:
1. Пословицы и поговорки о камнях
2. Чтение сказов П. П. Бажова из книги «Малахитовая шкатулка» и И. П. Рыжова «О чем шептались камешки?», С. Михалков «Сами виноваты»
3. Чтение стихов Р. Сев «Камень», Л. Татьяничева «Малахит», «гордое имя-Урал», Г. Шатаева «О геологах», Е. Алексеева «Я иду по берегу»
Художественное творчество:
1. Рисование на камне: создание рисунков по замыслу
2. Рисование минералов, гор, изделий из камня, ювелирных украшений
3. Модульная лепка - смешивание пластилина 2-3 цветов для получения мраморных разводов, фактуры малахита
4. Плоскостное моделирование – составление сюжетов из камешков
5. Создание макета из камней «Горы» по сказке «Серебряное копытце»
6. Выкладывание орнамента из камешков.
7. Сооружение построек и поделок из камней: «Каменный цветок»
8. Совместное творчество «Малахитовая шкатулка»
9. Выставка изделий и ювелирных украшений
Театрализованная деятельность:
1. Игры драматизации по сказкам «Три поросенка»
2. Инсценировка отрывка из сказа П. П. Бажова «Медной горы хозяйка»
3. Импровизация произведения Рыжовой «О чем шептались камушки?
Материалы и оборудование
«Коллекция минералов», коробочки с «Полезными ископаемыми», набор различных камней, лупы, макеты «Горы», «Серебряное копытце», предметы к игре, иллюстрации, картинки, фотографии, карты России, художественная и научно-познавательная литература, материалы для труда и художественного творчества детей, модули
Литература
1. П. П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»
2. Т. Н. Зенина. «Ознакомление дошкольников с природными объектами»
3. Л. А. Парамонова. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет»
4. Е. В. Савенко «Путешествуем по Уралу»
5. Д. Стоух «Все о драгоценных камнях»
6. Т. А. Гризик «Познаю мир»
7. Г. П. Тутушева, А. Е. Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
8. Детская энциклопедия «Я познаю мир» В. А. Маркин
9. И. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду»
10. Журнал «Ребенок в детском саду» №1
11. Журнал «Энергия камней»
12. Журнал «минералы сокровища Земли»
13. Журнал «Дошкольное воспитание» №7,10,11
Выставка рисунков по сказкам П. П. Бажова
"Гора самоцветов" и Малахитовая шкатулка.
Рассматривание шкатулки из малахита.