ольга козлова
Познавательный творческий проект «Подводное царство» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Козлова Ольга Андреевна воспитатель подготовительной группы «Растишка» МКДОУ «детский сад №2 г. Дмитриева Курской области»
Продолжительность проекта – долгосрочный (с 1 сентября по 30 апреля 2015 года)
Тип проекта – П
Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Возраст детей – 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа)
Темочки:
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта – Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект – Кто они и какие обитатели подводного царства.
Игровая мотивация: помочь Незнайке узнать о подводном мире и его обитателях.
Цель проекта – Воспитание экологической культуры у старших дошкольников через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи проекта :
для детей:
Развивать поисково-познавательную деятельность детей : способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; находить разные способы решения проблемных ситуаций.
Расширять представления детей об обитателях морских глубин.
Развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Развивать способность вслушиваться в звуки природы.
Развивать познавательный интерес, творческие способности детей путем привлечения их к созданию макета «Подводного царства», созданию мини-сообщений о морских животных; к выражению своих впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
для педагогов:
Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению дошкольников с окружающим и формированию экологических представлений.
Разработка методических материалов по теме «Подводный мир» (картотека игр, методы и приемы работы, конспекты занятий, бесед, досугов и других мероприятий).
Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
для родителей:
Привлечение родителей к созданию «домашних» мини-сообщений о морских обитателях.
Поддержка и стимулирование творческой самореализации семьи по приобщению детей к экологической культуре.
Форма проведения итогового мероприятия проекта – Викторина «Подводное царство – богатое государство», презентация мини-сообщений, выставка работ детского творчества.
Продукты проекта :
для детей и родителей:
мини – сообщения о морских обитателях, выставка творческих работ (рисунки, поделки, макет «Подводного царства».
для педагогов
Картотека дидактических игр, конспекты занятий, создание альбома о морских обитателях, выставка творческих работ (рисунки, поделки, макет «Подводного царства».
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей:
Владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и др.
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида; знают о взаимосвязи с другими обитателями.
Составляют описательный рассказ о морском обитателе.
Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
для педагогов:
Подведение итогов проектной деятельности в форме презентации «Подводное царство – богатое государство».
Пополнение предметно-развивающей среды детского сада дидактическими и методическими материалами по ознакомлению дошкольников с окружающим и формированию экологических представлений, систематизация материалов.
для родителей
Выявление мнения родителей о прошедших мероприятиях «Ваше мнение».
Помощь родителей в поисках нужной информации и создания мини- сообщения.
План работы над проектом.
Содержание деятельности Задачи Участники
1 этап. Организационный.
1. Создание проблемной ситуации. Заинтересовать детей данной темой. Воспитатели, дети.
2. Определение задач воспитательно-образовательной работы.
Воспитатели.
3. Анализ проблемы.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это все узнать? Выявить у детей знания о подводном мире.
Воспитатели, дети.
4. Формулировка проблемных вопросов.
Учить ставить проблемные вопросы.
Воспитатели, дети.
5. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.
Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов. Воспитатели, родители.
6. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта. Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире.
7. Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок. Развивать любознательность, кругозор. Воспитатели, дети, родители.
2 этап. Реализация проекта.
Организованная образовательная деятельности.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
Воспитатель, дети, родители.
Воспитатели, дети.
Речевое развитие
Развитие речи
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Ознакомление с художественной литературой
Беседа о творчестве А. С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».
Познавательное развитие
ФЦКМ/ФЭЭП
«Путешествие в подводный мир» Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.
Художественно – эстетическое развитие
Рисование: «Рыбки играют, рыбки сверкают»; «На дне морском».
Лепка: «На дне морском».
Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию.
Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Познавательное развитие/Художественно – эстетическое развитие
Конструирование/ручной труд
«Рыбки в аквариуме»
Совместная деятельность взрослого и детей
СДВД.
Беседы с детьми:
«Что такое подводное царство?».
«Подводное царство – богатое государство?».
«Чем питается рыбы?».
«Почему море соленое?».
«Где можно найти нужную информацию?», и др.
Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, друг с другом.
Чтение художественной литературы:
Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира.
Чтение: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; сказка «По щучьему велению».
Разучивание стихов, загадок о рыбах.
Пополнять объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность кругозор.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Узнай рыбу по описанию».
«Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?».
«Кто чем питается?».
«Поймай больше слов».
«Четвертый лишний».
«Да - нет».
«Царство рыб».
«Расшифруй рыбку».
Сюжетно ролевые игры:
«Экскурсоводы».
«Подводное плавание».
«Путешественники».
«Кругосветное путешествие».
Подвижные игры :
«Удочки», «Рыбы».
Развивать у детей внимание, память, воображение. Развивать и формировать лексика – грамматический строй речи.
Учить определять наличие звуков в слове.
Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Взаимодействие с родителями:
Изучение энциклопедий.
Беседа с детьми о подводном мире.
Просмотр телепередач о подводном мире.
Мини – сообщения вместе с родителями «Обитатели подводного мира»
Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности. Воспитатель, дети, родители.
3 этап. Реализация проекта
• Выставка творческих работ по проекту «Подводное царство»;
• Плакаты «Подводные царства»;
• Макет «Подводное царство и его обитатели»;
• Мини-сообщения вместе с родителями «Обитатели подводного мира».
4 этап. Анализ деятельности.
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информации.
Родители:
• Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с детьми и педагогами группами по развитию знания детей о подводном царстве.
•Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
•Смогли реализовать свои творческие способности.
Список используемой литературы:
1. Короткова Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Старший дошкольный возраст. – Ярославль: Академия развития, 2011.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические
3. Черкасова И. А., Руснак В. Ю., Бутова М. В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013
4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. 2-е издание., дополн. и перераб. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста : Кн. Для воспитателя дет. сада / сост. З. Я. Рез. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логгиновой. – М. : Просвещение,1990.
6. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / Составитель Гербова В. В. и др. – М. : Издательство «Оникс», 2010.
7. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2012.
8. Развития речи детей 5 – 7 лет. – 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
9. Деркунская В. А., Рындина А. Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2012.
10. Подвижные и речевые игры для детей 5 – 7 лет: развитие моторики, коррекция координаций движений и речи / сост. А. А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2014.
11. Николаева С. Н. Юный эколог: Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. Для занятий с детьми 6 - 7 лет. – М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2010.
12. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт. -сост. М. П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2013.
13. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
14. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
15. Ресурсы интернета