Дацко Людмила
Проект «Арктика» в группе оздоровительной направленности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №63 Кировского района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
«АРКТИКА»
в группе оздоровительной направленности
для детей 5 – 6 лет
Составители:
воспитатель группы Дацко Людмила Ивановна
воспитатель группы Мизикова Ирина Петровна
г. Санкт-Петербург
2023г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Публикация «Проект „Арктика“ в группе оздоровительной направленности для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Животные севера. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В пункте 1.3 ФГОС ДО заложен принцип осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
В пункте 4.6 ФГОС ДО сказано, что к целевым ориентирам дошкольного образования относится следующая характеристика развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается сам придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; ребенок способен к принятию собственных решений.
Таким образом, с целью развития у детей познавательного интереса к жизни людей и животных в условиях крайнего севера, а также к происходящим природным явлениям на этой территории был разработан и реализован проект «Арктика»
Обоснование выбора темы проекта.
Ребята в группе играли с фигурками животных, кто-то из детей спросил : «Есть ли на Севере лето? А Север — это где? А что там интересного происходит? Как животные Севера готовятся к зиме? Есть ли там люди?» Поняв, что эта тема вызывает у детей интерес, решили его поддержать познавательный интерес и предложили им запустить проект. Так как опыт реализации проектов у ребят есть, они охотно согласились.
Характеристика проекта.
Аудитория: дети старшего возраста (5-6 лет).
Продолжительность: 10 дней (с 26.01.2023 года по 10.02.2023 года)
Цель: развитие познавательного интереса у детей в процессе работы над проектом «Арктика».
Задачи, связанные с развитием детей :
1. Развивать способность детей добывать нужную информацию.
2. Расширить знания детей о животном и растительном мире, жизни людей в условиях крайнего севера (в Арктике).
3. Продолжать развивать навыки и умения детей передавать в изобразительной деятельности образы животных Арктики, моменты из жизни и быта людей, проживающих на этой территории.
4. Формировать представление детей об Арктике.
Задачи, связанные с деятельностью педагога:
1. Реализовать проект «Арктика»
2. Обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу и родителям воспитанников в виде презентации, фотоотчета в родительском сообществе группе VK.
Задачи по работе с родителями:
1. Организация совместного поиска информации (детей и родителей) о животных Арктики, жизни и быте людей, проживающих в условиях крайнего Севера.
2. Организация помощи детям в оформлении и презентации сообщений на тему проекта.
Используемые принципы при реализации проекта :
1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками.
2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Комплексность и интегративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.
Планируемый результат:
1. Дети могут добывать нужную информацию, путем обращения к родителям, старшим братьям и сестрам или другим родственникам.
2. Дети знают и могут рассказать о животном и растительном мире, жизни людей в условиях крайнего севера (в Арктике).
3. Дети передают в изобразительной деятельности образы животных Арктики, моменты из жизни и быта людей, проживающих на этой территории.
4. У детей сформированы представления об Арктике.
Маршрутный лист проекта
Этап Примерные сроки реализации Деятельность педагога Планируемая деятельность детей Что в итоге сделали дети на данном этапе
Постановка проблемы Ребята в группе играли с фигурками животных, кто-то из детей спросил : «Есть ли на Севере лето? А Север — это где? А что там интересного происходит? Как животные Севера готовятся к зиме? Есть ли там люди?» Поняв, что эта тема вызывает у детей интерес, решили его поддержать.
Осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы У детей завязалась беседа, стали высказывать предположения. Мы, взрослые, решили подхватить эту идею и решили подвести детей к проведению проекта. Для начала решили узнать, что происходит на крайнем Севере. Кто –то из детей предположил, что там находиться Арктика и Антарктика. Для определения направления проекта решили проголосовать. Путем голосования выбрали Арктику.
Определение цели деятельности и конкретного замысла Помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации
На утреннем кругу обсудили наш проект. Решили, что узнаем о животном мире Арктики, что происходит на этой территории и неплохо сделать что-то, чтобы можно было в это поиграть в группе. Определили цель нашего проекта :
изучить животный и растительный мир Арктики, понять и выяснить что помогает животным пережить суровую зиму. Результатом проекта станет макет, который мы сделаем в группе.
Напишите, какую цель Вы будете помогать формулировать детям. Например : «Изучить круговорот воды в природе и понять почему идет дождь».
Опишите замысел вашего проекта, т. е. как будет выглядеть результат? Это будет создание макета, выставки, спректакля? Обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных Ребята захотели узнать о как животные Арктики зимуют и что помогает им пережить суровую зиму климата. Выяснилось, что мы почти ничего не знаем: где находится Арктика, что там происходит, какие животные и растения населяют эту территорию; живут ли там люди?
Стали обсуждать и решили узнать где находится Арктика и что помогает животным пережить суровую зиму. Всал вопрос: когда все узнаем, что будем с этим делать. Ребята решили составить план наших мероприятий, так как опыт проектной деятельности уже есть.
Опишите как дети сформулировали цель, какими словами, как этот этап прошел конкретно у вас? Какие идеи предлагали после того, как вы обозначили проблему. Например, у Вас проект «Кормушка для зимующих птиц». Проблема – птицы голодают зимой, надо им помочь. На этапе постановки цели через вопрос: «Как помочь птицам не испытывать голод зимой?» дети могли предложить забрать их в детский сад и накормить обедом. Как вы выводили детей на замысел с кормушкой? Как получилось договориться? Или, возможно вы планировали одно, а дети предложили что-то более интересное
Планирование Фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта.
На этом этапе мы составили план наших мероприятий:
-узнать где находится Арктика (посмотреть на глобусе); узнать, что там происходит;
-оформить книгу, состоящую из страничек сообщений;
-посмотреть видеофильмы, мультфильмы о Арктике;
-устроить выставку рисунков животных; жизни людей в Антарктике; сделать животных из пластилина, картона, бумаги;
-сделать книжку-малышку о Арктике;
-создать макет Арктики.
Это некое доведение до ума плана, составленного детьми. Систематизация их ответов и выстраивание в логической последовательности. Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций Какие варианты предлагали? Что выбрали в итоге? Почему?
Ребята предложили:
-сделать сообщения о Арктике и распределили кто о каком животном будет искать информацию;
-посмотреть видеофильмы и мультфильмы; назначили ответственных за подготовку материалов;
-устроить выставку рисунков на тему «Животные Арктики», «Жизнь людей на крайнем Севере»;
-сделать книжку про Арктику
-сделать макет Арктики.
Все варианты решили оставить.
Реализация проекта и постоянная рефлексия Пропишите конкретные шаги в соответствии с тем планом, который вы составили вместе с детьми. Вы можете заполнять это уже поле после того как прошёл предыдущий этап
1. Начали с того, что обратились к родителям, чтобы они помогли ребятам в сборе информации о Арктике, о животных Арктики, о жизни людей, о том, что там происходит и помогли оформить в виде презентаций или сообщения на бумажном носителе.
2. Все сообщения объединили в одну книгу и оформили ее.
3. Подобрали видеоматериалы для просмотра с детьми:
о животных, о растениях, о жизни и быте людей.
4. Провели ООД на тему:
Рисование «Животные Арктики», «Полярное сияние», «Жизнь и быт эскимосов»;
Лепка «Животных Арктики»;
5. Организовали изготовление книжки-малышки о Арктике. Воспитатели помогли детям сшить книгу.
6. Вместе с детьми изготовили макет животных Арктики, людей и их жилища. Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя Заполняется по такому же принципу как предыдущие этапы.
1. Дети обратились к родителям за помощью в сборе информации о Арктике. Вместе с родителями готовили наглядный показ: презентацию, сообщение на бумажном носителе. Затем в группе каждый рассказал о том, что удалось узнать, показали свои презентации.
2. Ребята нарисовали северное сияние, животных Арктики, жителей крайнего Севера; слепили животных из пластилина. Были желающие, кто принес поделки на тему проекта, сделанные дома. Поделками украсили выставку в группе.
3. Ребята нарисовали, сделали аппликации, поделки животного мира Арктики, из этих работ сделали книжку.
4. Дети в сотворчестве с воспитателями делали макет Арктики.
Анализ результатов и презентация Помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта. Кому презентуете и как? Какова роль педагога в этой презентации?
В течение всего проекта воспитатели делают фотоотчет для родителей. Отчет размещают в родительской группе в соц. сетях и презентацию для детей с результатами проекта, размещают в приемной группы.
После каждого мероприятия дети и взрослые обсуждают результат: что получилось, что не получилось, что нового узнали. Опишите как будет выглядеть итоговая презентация.
Фотографии с результатами проекта будут вывешены в приемной группы, когда родители будут приходит, дети сами будут рассказывать, о том что у нас происходит и как мы это делали.
По желанию детей пригласим детей соседней группы и расскажем им о нашем проекте. Заполняется по такому же принципу как предыдущие этапы.
1. Дети могут самостоятельно сформулировать цель своего задания: объяснить взрослым какой материал и о ком требуется собрать, как его оформить.
2. В результате просмотров видеофильмов о животных населяющих Арктику, о местности, о северянах, которые там проживают, дети могут с помощью изобразительных средств передать свои впечатления и образы.
3. Дети самостоятельно и с помощью взрослого могут рассказать о цели нашего проекта, о задачах проекта, о том, как мы его реализовывали. Могут самостоятельно его презентовать.
Результат проекта
Результатом проекта стал макет Арктики : фигурки животных, фигурки людей, макет жилища (чума, макеты льдин и сугробов. Макет ребята решили изготовить для игр и наглядности.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2010. – 112 с.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : Сфера, 2011.
4. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2018. – 96 с.
5. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – С. 58 – 76.
Приложение