Ольга Сорокина
Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОБЛЕМЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
О. В. Сорокина, воспитатель
МКДОУ «Тарутинский детский сад»
Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
Публикация «Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения (из опыта работы)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• расширение, обогащение и активизация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что при обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно детей можно разделить на три группы: - дети, у которых речь совсем отсутствует;
- дети, которые говорят отдельными словами;
- дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.
И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.
Проблемы развития речи детей раннего возраста :
1. Употребляет в речи слова - «паразиты», сленг, нецензурную лексику.
2. Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами.
3. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми.
4. Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста.
Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста : • Специальная организация внешней среды, наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного (роль внимания значительна в психической деятельности детей и является одним из важных условий их развития).
• Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи) Обогащение восприятия и расширение ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие речи).
• Создание необходимых условий для развития игровой деятельности (игра требует максимально возможного применения речи).
Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста :
1. Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками, дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование развивает речь).
2. Симулировать общение с малышами в семье и в детском саду.
3. Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определённым правилам.
4. Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния воспитанников.
5. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей.
6. Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по картинкам, беседы.
7. Поддерживать самостоятельную деятельность детей.
8. Использование фольклора является непременным условием при работе по развитию речи у детей раннего возраста.
9. Иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками.
10. Детям нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной партнерской деятельности детей раннего возраста.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- создание дополнительных услуг по развитию речи детей;
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- так сказал Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, забочусь в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлен речевой уголок. Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
На занятиях большое внимание уделяю развитию словаря, провожу систематическую работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражено в календарных планах воспитателя.
Использую разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.
Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ
Литература
1. Борисенко М. Г. Бегаем, прыгаем, лазаем. - С-Пб. : Паритет, 2005.
2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. – М., 2004.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. - Мозаика–Синтез, 2002.
4. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. - М. : Айрис–пресс, 2005.
5. Интернет ресурсы.