Мартынович Раиса Валентиновна
Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.
Публикация «Из опыта работы „Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Потешки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие монологической и диалогической речи;
- развитие мелкой моторики.
Знакомство с потешками в нашей группе начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значении новых слов, которые ребята услышат в потешке.
Потешки обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, маски различных персонажей. Например, детям нравилось, когда я брала куклу на руки и начинала припевать, покачивая ее. Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, показывала, как громко лает собачка (используя мягкую игрушку) и может разбудить куклу. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка не лай!». После такого короткого обыгрывания малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игр, как бережно и с любовью они относились к своим куклам. Интерес к теме возникает у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально – чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в организованную познавательную деятельность народных игр, песен, элементов драматизации, фольклора. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т. д., в зависимости от того, о ком потешка.
В группе имеется художественный уголок, в котором есть: загадки, раскраски и дидактические игры. Также есть театральный уголок, в котором представлены различные виды театра (пальчиковый, настольный, плоскостной). Мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Особое внимание уделяю укреплению связей с родителями. В уголке для родителей помещала статьи «Что за прелесть эти сказки», «Загадка - гимнастика для ума» и др. Чтобы держать их в курсе событий потешки записываю в уголке «Учите вместе с нами».
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.