Жигулина Валентина
Проблемы инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы инклюзивного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Жигулина В. Д. тьютор
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7» Белгородской области, города Шебекино.
На сегодняшний день можно говорить о том, что очень остро стоит проблема инклюзивного образования воспитанников детских садов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эта проблема имеет такую актуальность потому, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Проблемы инклюзивного образования» размещена в разделах
По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7 % — мальчики, 42,3 % — девочки). Согласно государственному докладу 2000 г. «О положении детей в Российской Федерации» самая многочисленная группа — дети 10—14 лет (47,1 %, вторая по численности — дети 5 — 9 лет (29,4 %) [4].
В пятой статье нового закона об образовании говориться о то что «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в 18 максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1].
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Сегодня не каждый ребенок с ограниченными возможностями может получит квалифицированную помощь в инклюзивном образовании, а лишь малая их часть. В чем же проблема, почему не все дети с ОВЗ имеют возможность в получении образования?
Для инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие условия:
1. Преподаватели, прошедшие переподготовку для работы с инвалидами.
2. Использование технических вспомогательных средств.
3. Тесное взаимодействие со всем окружением ребенка.
4. Положительное отношение общества, к детям с особенностями развития.
5. Увеличение числа специальных образовательных учреждений или групп в общеобразовательных детских садах.
6. Специально разработанные образовательные программы.
Проблема первая. Специальные образовательные учреждения располагаются в нашей стране крайне не равномерно. В большинстве регионов такие школы располагаются только в центральных городах. Не каждая семья, проживающая в соседнем районе и в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья может ежедневно привозить своего ребенка на учебу в школу которая располагается за 60 км. от дома. Но это не самое главное, главное то, что этих школ не хватает. В имеющихся школах наблюдаются огромные очереди, и они не могут оказать помощь всем нуждающимся.
Проблема вторая. Серьезные проблемы со здоровьем делают жизнь крайне сложной, как правило, самым негативным образом определяя настоящее и будущее инвалидов, зависящее не только от их потенциальных возможностей, но и от помощи и поддержки государства. Помощь эта осуществляется в недостаточном объеме. Переоборудование и оборудование помещений школ (пандусы на входе, лифт или пандусы внутри, специально оборудованный туалет, специальные учебники, аудиоаппаратура и программы, широкие двери в кабинетах и т. д, доставка к месту обучения (специальный транспорт, открытие ставок специалистов (дефектолог, связанны с большими финансовыми затратами. Государство не может выделить достаточное количество средств на все необходимое. По этой причине не каждый регион и не каждое образовательное учреждение может обеспечить комфортные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема третья. Можно отметить нехватку специалистов имеющих возможность оказать таким детям квалифицированную помощь.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, требуют пересмотра отношения к процессам социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Новые научные подходы к организации профориентационной работы, обучения и воспитания детей для их успешного личностного и профессионального самоопределения требуют от педагога постоянного повышения квалификации. Непрерывное образование педагогов – важное условие обеспечения качества образовательного процесса и эффективной воспитательной работы, проводимой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Так же важно обращать внимание на отношение педагога к детям с ОВЗ, и при необходимости оказать ему психологическую и методическую помощь. Не все педагоги, работающие на сегодняшний день с инвалидами, отвечают вышеуказанным требованиям. Это затрудняет инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Проблема четвертая. Немало важным является отсутствие поддержки со стороны общества, предвзятость общественного мнения в отношении к инвалидам, слабость побудительных мотивов приобретения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
При работе с детьми-инвалидами нельзя выделять их как особенных они должны почувствовать себя такими же как все. Класс должен стать единым целым, семьей, в которой созданы все условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития для каждого ребёнка.
Социальную и педагогическую поддержку дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, получают за счёт создания в классе развивающей и адаптирующей для них среды. И то, как класс примет ребенка с ОВЗ во многом зависит от учителя, как он сможет настроить детей, подготовить их и их родителей психологически. Потому как не каждый родитель будет рад тому, что в классе с его ребенком будет учиться ребенок с ОВЗ.
Наше общество, должно признать, что школьник с ограниченными возможности здоровья это:
- часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни;
- он так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей;
- он не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
- государство призвано не просто предоставить определенные льготы и привилегии, так же оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития. [3]
Подводя итоги статьи, хотелось бы отметить, что рассмотренная нами тема очень актуальна в настоящее время. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать образование. Они должны быть полностью или частично социализированы и принимать непосредственное участие в жизни общества. Это поможет им раскрыть свой потенциал, они смогут приносить посильную помощь обществу или хотя бы сами себе.
1. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации 3. https://medportal.rU/mednovosti/news/2004/12/09/invalid
4. https://detiua.com/447-problemy-semej-imeyushhix-detej-s-ogranichennymi.html