Герасименко Анна
Проблема воспитания здорового ребёнка в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать
Здоровье подрастающего поколения определяет здоровье нации в целом, будущее страны, ее научный, культурный и экономический потенциал. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников- одна из важных социально-педагогических проблем. Ее решение затрагивает насущные проблемы образования, поскольку в современных условиях принципиальную значимость для развивающейся личности приобретает готовность к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя, своего здоровья, окружающего мира.
Публикация «Проблема воспитания здорового ребёнка в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Здоровье – это одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть, а не мучиться головными болями или бесконечными насморками.
Здоровье, являясь одной из сущностных характеристик человека, определяет степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможность реализовать свои биологические и социальные функции.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. (4, с. 10)
В Большой медицинской энциклопедии здоровье определяется как состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. (4, с. 11)
А. Г. Шевцов трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной
продолжительности жизни». (8, с. 12)
По определению Б. Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности». (17, с. 12)
По мнению Г. М. Коджаспировой здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела». (10, с. 26)
Фундамент направления развивающей педагогики оздоровления составляют идеи представителей различных дисциплин: физиологов А. А. Ухтомского и Н. А. Бернштейна, психологов А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, философа Э. В. Ильенкова и др. В настоящее время много усилий к разработке этого направления прилагают сотрудники Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования.
К основным характеристикам педагогики оздоровления относятся :
представления о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития;
здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм;
оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических
мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
работа по оздоровлению детей не может осуществляться только
медицинскими методами;
эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами. (13, с. 52)
По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырё х основных критериях:
- уровень физиологических систем организма;
- уровень физического развития и его гармоничность;
- степень сопротивляемости организма воздействию вредных факторов;
- отсутствие заболеваний в момент обследования. (16, с28)
Авторы исследований предлагают различные пути сбережения здоровья детей в образовательной организации: физическое воспитание (В. И. Бондин, А. Г. Трушкин и др., развитие развивающей среды и учебного процесса (Т. И. Бабенко, Н. К. Смирнов, и др., двигательная активность (Л. В. Абдульманова, Н. Т. Лебедева и др., система мониторинга состояния здоровья дошкольников (Н. А. Ананьева, Г. А. Ямпольская, А. А. Амосова и др., индивидуальный подход к ребёнку (И. А. Аршавский, Т. Г. Ивошина и др., гуманизация образовательного процесса (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская и др., проектирование здоровьесберегающей среды (Е. А. Каменская, Н. Н. Макаров и др.).
В последние годы вопросы охраны здоровья человека рассматриваются в концепции воспитания экологической культуры личности, разработанной в лаборатории экологической культуры Института семьи и воспитания (Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова и др., а также в контексте педагогической валеологии (Г. К. Зайцев, Л. Г. Татарникова, Б. Н. Чумаков и др.).
С. О. Филиппова отмечает, что здоровье детей дошкольного возраста в
образовательном пространстве – многомерная, интегративная, характеристика личности, отражающая «ее психическое, физическое, медико-социальное-состояние, определяющая иммунные и специфические возможности преодоления факторов, риска для здоровья и создающая фундамент для последующей профессионально-личностной самореализации в различных условиях жизнедеятельности. (16, с. 67)
Развитие здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях в качестве нормативно-правовой основы имеет достаточно широкую базу: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального и основного образования; Приказ Министерства образования и науки РФ «Федеральные требования к образовательным учреждениям в области охраны здоровья обучающихся» и т. д.
Согласно Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в области охраны здоровья обучающихся, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В ФГОС ДО направлен на решение задач, связанных со здоровьесбережением, что прописано в пунктах:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (2)
В ФГОС ДО определены направления развития детей дошкольного возраста. Одним из таких направлений является физическое развитие. Оно включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Также в ФГОС ДО говорится о том, что создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений включает создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей. (2)
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Значимость физического развития для периода дошкольного детства
раскрывается в работах многих ученых (П. Ф. Лесгафт, В. Г. Алямовская, С. О. Филиппова, Э. Я. Степаненкова, Т. И. Осокина и др.). Полноценное физическое развитие, разнообразная двигательная деятельность способствуют не только укреплению и сохранению здоровья детей, но и создают благоприятные условия для развития всех познавательных процессов и субъектной позиции ребенка, открывают возможности для позитивной социализации, личностного становления, формирования инициативы и творческих способностей, в том числе и в двигательной сфере.
Анализ работ В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой, О. А.
Князевой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте
у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как к ценности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Оздоровление дошкольников в условиях ДОО является одним из приоритетных направлений в современном дошкольном воспитании.