Юлия Маркова
Проблема использования кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Ю. Г. Маркова
воспитатель коррекционной группы
МДОАУ «Детский сад № 106 «Анютины глазки» комбинированного вида»
г. Орск, Оренбургская область
И. В. Чикова
канд. психол. наук., доц., ведущий научный сотрудник
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
e-mail : dasset1@rambler.ru
г. Орск
ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ : ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ДОУ
Публикация «Проблема использования кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Аннотация: данная статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования в условиях ДОУ; в статье обосновывается использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ, как одной из эффективных технологий, приводятся результаты практической работы автора.
Ключевые слова: образование, развитие, дошкольное образование, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, песочная терапия, кинетический песок.
Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется особым вниманием к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, их развитию и воспитанию в условиях ДОУ [1; 4-5].
Практика инклюзивного образования в последние годы активно развивается на этой ступени [2-3]. Целью инклюзивного образования определяется оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ОВЗ.
Нарушения психофизического развития, свойственные многим детям с ОВЗ, приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем. У детей с ОВЗ пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, а также нарушения различных сторон речи и др.
Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.
Исходя из выше указанного, на этапе дошкольного детства особую ценность приобретает процесс сопровождения, комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Более того ФГОС ДО ориентирует специалистов на коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию [1; 3; 5].
Решение этой, безусловно, значимой и актуальной проблемы во многом зависит от новых методов и технологий, реализуемых в работе с дошкольниками.
Среди завоевавших популярность методов выделяется песочная терапия, благодаря которой у ребенка развивается способность к самовыражению, творческому восприятию мира.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К. Юнгом и в последующем получил распространение в работе с детьми и детьми с ОВЗ, в частности.
Однако работа с песком требует определенной организации пространства. Большей доступностью же на сегодняшний день обладает кинетический песок. Он может быть охарактеризован теми же возможностями, что обычный песок, при этом имеет ряд преимуществ: разнообразная текстура, которая дает больший сенсорный опыт, большее количество способов использования, а также высокая гигиеничность.
Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности имеет высокую эффективность в психокоррекционной работе с детьми.
Кинетический песок дает возможность активизировать множество процессов. Наиболее подходящая категория детей для работы с данным методом - дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.
В работе с песком, как показывает опыт собственной практической деятельности, состояние ребенка стабилизируется, он находит успокоение, заряжается позитивными эмоциями.
Плюсами «песочной терапии» является активизация пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировка мелкой моторики руки, настрой детей на постижение моральных истин добра и зла, выстраивание гармоничного образа мира.
Итак, песочная терапия, а именно использование кинетического песка является эффективным методом помощи ребенку и ребенку с ОВЗ, в частности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Что может быть привлекательней для ребенка дошкольного возраста, чем игра с песком и водой. Дети в этом возрасте готовы весь день копошиться в песке строя свои сказочные города и создавая свою историю.
Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных нарушений.
Незатейливые упражнения с песком обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние дошкольника, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают творчество и фантазию, что очень важно для детей с ОВЗ. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа и учится понимать себя и других.
Опираясь на приёмы работы с кинетическим песком, педагог может сделать традиционную методику для детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.
Как показала практика использования кинетического песка, в числе положительных результатов могут быть обозначены:
- возрастание интереса к занятиям, успешности детей;
- усиление познавательной, речевой активности;
- нормализация эмоционального фона, поведенческих нарушений неврологического характера.
Таким образом, все перечисленное выше, по нашему мнению, открывает новые перспективы для развития детей с ОВЗ.
Литература и примечания:
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010.
2. Кичура, В. В. Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками / В. В. Кичура // Дошкольная педагогика, 2009. - N 8. - С. 41-42.
3. Кузуб Н. В., Э. И. Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011.
4. Нигматов, З. Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология [Электронный ресурс] / З. Г. Нигматов, Д. З. Ахметова, Т. А. Челнокова. - Познание, 2014.
5. Чикова, И. В. Дошкольники с задержкой психического развития в условиях ДОУ: из опыта работы воспитателя [Электронный ресурс] / И. В. Чикова, Ю. Г. Маркова // Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: материалы Международной онлайн-конференции (29 января 2018 г.). - Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2018
© Ю. Г. Маркова, 2019
© И. В. Чикова, 2019