Получи документы

Проблема использования кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ

Юлия Маркова
Проблема использования кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Ю. Г. Маркова

воспитатель коррекционной группы

МДОАУ «Детский сад № 106 «Анютины глазки» комбинированного вида»

г. Орск, Оренбургская область

И. В. Чикова

канд. психол. наук., доц., ведущий научный сотрудник

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

e-mail : dasset1@rambler.ru

г. Орск

ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ : ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ДОУ

Публикация «Проблема использования кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Аннотация: данная статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования в условиях ДОУ; в статье обосновывается использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ, как одной из эффективных технологий, приводятся результаты практической работы автора.

Ключевые слова: образование, развитие, дошкольное образование, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, песочная терапия, кинетический песок.

Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется особым вниманием к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, их развитию и воспитанию в условиях ДОУ [1; 4-5].

Практика инклюзивного образования в последние годы активно развивается на этой ступени [2-3]. Целью инклюзивного образования определяется оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ОВЗ.

Нарушения психофизического развития, свойственные многим детям с ОВЗ, приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем. У детей с ОВЗ пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, а также нарушения различных сторон речи и др.

Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.

Исходя из выше указанного, на этапе дошкольного детства особую ценность приобретает процесс сопровождения, комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Более того ФГОС ДО ориентирует специалистов на коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию [1; 3; 5].

Решение этой, безусловно, значимой и актуальной проблемы во многом зависит от новых методов и технологий, реализуемых в работе с дошкольниками.

Среди завоевавших популярность методов выделяется песочная терапия, благодаря которой у ребенка развивается способность к самовыражению, творческому восприятию мира.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К. Юнгом и в последующем получил распространение в работе с детьми и детьми с ОВЗ, в частности.

Однако работа с песком требует определенной организации пространства. Большей доступностью же на сегодняшний день обладает кинетический песок. Он может быть охарактеризован теми же возможностями, что обычный песок, при этом имеет ряд преимуществ: разнообразная текстура, которая дает больший сенсорный опыт, большее количество способов использования, а также высокая гигиеничность.

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности имеет высокую эффективность в психокоррекционной работе с детьми.

Кинетический песок дает возможность активизировать множество процессов. Наиболее подходящая категория детей для работы с данным методом - дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.

В работе с песком, как показывает опыт собственной практической деятельности, состояние ребенка стабилизируется, он находит успокоение, заряжается позитивными эмоциями.

Плюсами «песочной терапии» является активизация пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировка мелкой моторики руки, настрой детей на постижение моральных истин добра и зла, выстраивание гармоничного образа мира.

Итак, песочная терапия, а именно использование кинетического песка является эффективным методом помощи ребенку и ребенку с ОВЗ, в частности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Что может быть привлекательней для ребенка дошкольного возраста, чем игра с песком и водой. Дети в этом возрасте готовы весь день копошиться в песке строя свои сказочные города и создавая свою историю.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных нарушений.

Незатейливые упражнения с песком обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние дошкольника, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают творчество и фантазию, что очень важно для детей с ОВЗ. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа и учится понимать себя и других.

Опираясь на приёмы работы с кинетическим песком, педагог может сделать традиционную методику для детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Как показала практика использования кинетического песка, в числе положительных результатов могут быть обозначены:

- возрастание интереса к занятиям, успешности детей;

- усиление познавательной, речевой активности;

- нормализация эмоционального фона, поведенческих нарушений неврологического характера.

Таким образом, все перечисленное выше, по нашему мнению, открывает новые перспективы для развития детей с ОВЗ.

Литература и примечания:

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010.

2. Кичура, В. В. Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками / В. В. Кичура // Дошкольная педагогика, 2009. - N 8. - С. 41-42.

3. Кузуб Н. В., Э. И. Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011.

4. Нигматов, З. Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология [Электронный ресурс] / З. Г. Нигматов, Д. З. Ахметова, Т. А. Челнокова. - Познание, 2014.

5. Чикова, И. В. Дошкольники с задержкой психического развития в условиях ДОУ: из опыта работы воспитателя [Электронный ресурс] / И. В. Чикова, Ю. Г. Маркова // Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: материалы Международной онлайн-конференции (29 января 2018 г.). - Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2018

© Ю. Г. Маркова, 2019

© И. В. Чикова, 2019

Публикации по теме:

Фитнес для дошкольников — практическое назначение использования в работе с дошкольниками здоровьесберегающих компонентов «Фитнес для дошколят-практическое назначение использования в работе с дошкольниками здоровьесберегающих компонентов». Современные дети испытывают.

Использование кинетического песка в логопедической деятельности Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса. С кинетическим песком можно.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Картотека игр с песком «Свойства песка. Почему не получился куличик. Делаем дорожки и узоры из песка» В первой младшей группе «Крепыши» Воспитатель И. В. Жарская 1 «Свойства песка» Цель:Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого.

Конспект СОД с использованием кинетического песка «Цветочная поляна» (вторая группа раннего возраста) Конспект совместной образовательной деятельности (вторая группа раннего возраста) Тема: «Цветочная поляна" Цель: Развивать умения группировать.

Особенности использования арт-технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ «Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет.

Презентация опыта использования кинетического песка в работе воспитателя Презентация педагогического опыта по использованию кинетического песка в работе воспитателя. Игры в песочнице полезны для ребенка. Благодаря.

Презентация «Применение песка и воды в работе с детьми РАС» Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Работая с детьми в коррекционной группе где контингент.

Особенности использования дидактических игр с детьми раннего возраста «Особенности использования дидактических игр с детьми раннего возраста». В раннем возрасте очень важно интенсивное физическое, речевое,.

Возможности использования нетрадиционных приемов рисования в работе с младшими дошкольниками Возможности использования нетрадиционных приемов рисования в работе с младшими дошкольниками. У детей четвертого года жизни совершенствуются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема использования кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 16:27
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема использования кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Маркова (УИ 1299038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД