Татьяна Уткина
Особенности использования дидактических игр с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности использования дидактических игр с детьми раннего возраста».
В раннем возрасте очень важно интенсивное физическое, речевое, сенсорное развитие малышей. Чтобы эти возможности реализовались, необходимо специально заниматься развитием ребенка. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Ранний возраст – период, благоприятный для общего психического развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Поскольку в раннем возрасте общение, а затем предметная деятельность являются ведущими, в задачах и содержание игр предусмотрено овладение детьми способами общения и элементарными предметными действиями, т. е. непосредственно-эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие происходит в форме игры и является при этом самоценным. Именно поэтому игры уже с первого года жизни призваны помочь в решении следующих задач:
Публикация «Особенности использования дидактических игр с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- вызывать у детей радость от общения;
-учить жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;
-побуждать малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей и т. д.
Содержание игр направляет взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком.
Дидактические игры – одно из важнейших средств развития ребенка. Их содержание, эмоциональная форма проведения способствуют проявлению детской непосредственности, начальной активности и самостоятельности. Они в значительной мере стимулируют инициативные высказывания детей, что является показателем не только умственного и речевого развития, но и развития личности в целом. В играх создается наиболее благоприятная ситуация для индивидуального подхода к детям. В организации игр велика роль взрослых (родителей и педагогов). Они определяют задачи, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей детей, создают оптимальные условия для того, чтобы игры были развивающими.
Динамика развития детей в раннем возрасте различна, поэтому дидактические игры подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей :
постепенное усложнение игр от возраста к возрасту по задачам, содержанию и способам взаимодействия взрослого с детьми. Это условие предполагает ориентирование не только на зону актуального, но и ближайшего развития детей;
подбор материала, позволяющего решать во взаимосвязи задачи сенсорного, речевого и умственного развития детей. Размещение материала в пространстве свободной деятельности для побуждения их самостоятельных и инициативных действий;
эмоциональное развивающее общение взрослого с ребенком, содержательное и постепенно усложняющееся их взаимодействие в процессе игр;
повторяемость игр и упражнений в любом возрасте с внесение определенных изменений.
На втором году жизни значительно совершенствуется предметная деятельность, ребенок проявляет большую самостоятельность в действиях с предметами (переворачивает, катает, ощупывает). Это помогает ребенку лучше узнавать предметы, различать их и со временем точно и правильно называть. Детей надо учить играть с игрушками и предметами: как прокатить мяч, как погладить зайца, как уложить куклу спать, при этом обязательно называть игрушки и действия с ними, всячески поддерживать подражательные действия детей, способствовать проявлению элементарной инициативы. Для игр необходимо иметь достаточное количество игрушек одного и того же вида, но разных по цвету, величине, материалу, с тем чтобы организовывать рассматривание, изучение их детьми, развивать элементарные мыслительные операции. Существенное значение имеет мотивация, обеспечивающая интерес и желание ребенка играть.
Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.
Организованный характер дидактических игр, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подобрать нужную игру, воздействовать на всех детей группы. Дидактическая игра является наиболее соответствующей формой обучения в раннем возрасте, когда ребенок, играя незаметно для себя, усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности : вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. Во время дидактических игр постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу.
Дидактические игры дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Содержание и методика дидактических игр направлены и на развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических игр важно сочетать наглядные приемы с двигательной активностью самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте : они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Ребенок, видя заинтересовавшую его вещь, стремится взять ее в руки, пытается что-то с нею делать – подвигать, погладить, бросить, поднять, попробовать на вкус. Для ребенка это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. Воспитатель использует эту свойственную маленьким детям двигательную активность в дидактических целях. Также дидактические игры проходят успешно при условии правильной их организации. Для проведения игр отводится специальное время в режиме дня: утренние часы после завтрака, во время прогулки, после дневного сна, когда дети поедят. Изучение детей раннего возраста показало, что в указанное время дня они бодры, спокойны, деятельны, так как сон и еда положительно действуют на их самочувствие. В этот период дидактические игры и занятия, требующие от детей некоторого напряжения, умения сосредоточиться, будут для них посильны и принесут пользу.