Елена Малыгина
Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения в развитии
Дети и подростки, посещающие наш реабилитационный центр, в большинстве своем имеют серьезные нарушения в развитии центральной нервной системы, заболевания опорно-двигательного аппарата, патологии речевого развития. Поэтому содержание коррекционной работы мы подбираем с учетом этих особенностей и потребностей развития.
Публикация «Изготовление и возможности использования развивающего пособия „Шумовые коробочки“ в работе по сенсорному воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Шумовые коробочки. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2019
Одним из направлений нашей работы является сенсорное воспитание, что в свою очередь положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность, внимательность, активность ребенка, стимулирует его интеллектуальную и творческую деятельность.
Для работы над утончением слуха детей, развития слуховой памяти и акустического внимания было изготовлено пособие «Шумовые коробочки».
Назначение
Сенсорное воспитание. Занятие с шумовыми объектами. Научить находить пары одинаково звучащих объектов, сравнивать звучание, понятия «громко» — «тихо» — «тише, чем» — «громче, чем».
Цель
Утончение слуха, развитие слуховой памяти, акустического внимания, подготовка к восприятию музыки, тренировка моторики, развитие речи.
Материал
Материал состоит из четырех серий по 5 коробочек в каждой. Каждая серия коробочек имеет свой цвет. Они в одинаковом объеме заполнены различными наполнителями и при сотрясении издают разные шумы. Шумовая шкала коробочек имеет постепенный диапазон от тихого до громкого. Наполнитель каждой коробочки одного цвета идентичен наполнителю некоторой коробочки другого цвета.
Для возможности вариативности упражнений и контроля над их выполнением предусмотрены две дополнительные серии коробочек. Одна – прозрачная, в которой хорошо просматривается наполнитель, что дает возможность не только слухового, но и визуального восприятия и контроля. В другой серии все корочки разного цвета, что дает ребенку возможность запомнить и соотнести цвет коробочки и громкость звука, которую она издает.
Как работать с материалом
Коробочки одноцветных серий (розовой или желтой) вынимаются из ячеек и ставятся на стол перед ребенком. Коробочки одного цвета ставят с одной стороны, серию другого цвета – с другой стороны. Преподаватель берет одну коробочку одной серии, удерживая ее только за торцевые части двумя пальцами, чтобы не заглушать звук. Трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму (руку и ухо, которым выполняются действия, можно в процессе менять). Затем берет коробочку из второй серии, встряхивает тем же способом, прислушиваясь к шуму. Через поочередное сотрясение коробочек сравнивает издаваемые ими звуки между собой. Спрашивает мнение ребенка, одинаково ли шумят коробочки? Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит коробочку второй серии несколько в стороне от остальных и берет следующую коробочку из второй серии. Работа повторяется до тех пор, пока не будет найдена коробочка из второй серии с таким же шумом, что и коробочка из первой. Пара выбранных таким способом коробочек ставится в соседние ячейки в параллельных рядах.
Преподаватель может показать подбор следующей пары или предложить ребенку самому продолжить упражнение. Действия повторяются, пока все коробочки не будут попарно подобраны.
Для первого представления материала ребенку с ярко выраженными нарушениями в развитии упражнение можно ограничить двумя-тремя парами шумов, наиболее различающимися между собой. Также есть возможность использования дополнительных серий с аналогичными наполнителями. Прозрачная серия, в которой хорошо просматривается наполнитель, дает возможность не только слухового, но и визуального восприятия и контроля. Разноцветная серия также является контрольной и дает ребенку возможность запомнить и соотнести цвет коробочки и громкость звука, которую она издаёт
Варианты упражнений:
— построение ряда от тихого к громкому шуму;
— построение ряда от громкого к тихому шуму;
— в правильно построенном ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти «ошибку» и восстановить нарушен порядок.
— отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коробочку с таким же шумом;
— ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробочку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом столе подходящую коробочку и упорядочивает их;
— коробочки одной серии раздают пяти детям. Педагог трясет какую-либо коробочку из другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, должен узнать «свой» звук и отозваться;
— все 10 коробочек раздаются детям по одной. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит точно так же;
— упражнения на составление рядов. Сначала педагог ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Преподаватель проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение. Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно ввести оставшиеся. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них;
— градация другой серии и сравнение ее с первой серией.
Малыгина Елена Павловна,
педагог дополнительного образования Государственного казенного учреждения Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти