Инна Жарская
Картотека игр с песком «Свойства песка. Почему не получился куличик. Делаем дорожки и узоры из песка»
▼ Скачать + Заказать документы
В первой младшей группе
«Крепыши»
Воспитатель
И. В. Жарская
1 «Свойства песка»
Цель:Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру
Публикация «Картотека игр с песком „Свойства песка, Почему не получился куличик, Делаем дорожки и узоры из песка“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Орнамент и узоры
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.
Оборудование:песок (для проведения занятия в группе, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?
Дети по очереди рассказывают, что знают о песке
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.
Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы
2. «Почему не получился куличик»
Цель: ознакомление со свойствами песка : песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики
Описание опыта
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод : сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики
Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы
3.«Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка : из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Описание опыта:
Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.
В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.
На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты
4. «Песок и земля»
Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
Описание опыта:
У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево. Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый.
5.«Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).
Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого).
Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.
6. «Из чего состоит песок»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.
А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.
Физминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
7.«Движение песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ход: ребята, как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?
Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?
Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.
Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчиком. Во время рисования звучит спокойная музыка.
8.«Сыпем, лепим».
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи:
1. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)
2. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
3. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Оборудование: Центр «Вода – песок», формочки для песка.
9. «Про маленькую капельку».
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
2. Развивать активный словарь.
3. Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
Оборудование:
1. Игрушка-капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли)
2.2 тазика с водой (холодная, тёплая)
3. Банка с грязной водой.
4. Домашний фонтанчик
5. Чистая кипячёная вода, чашки.
6. Прозрачные одноразовые стаканчики.
7. Цветные губки
8. Плавающие игрушки.
10. «Отпечатки наших рук».
Цель: Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
Задачи:
1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
2. Развивать фантазию, творческие способности.
3. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
Оборудование:
1. Песок.
2. Разноцветные камушки.
11. «Тонет, не тонет, плавает».
Цель: Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
1. Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
2. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
3. Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Оборудование:
1. Центр- вода – песок.
2. Маленькие резиновые мячики по количеству детей.
3. Разноцветные камушки
4. Резиновая утка.
12. «В гости к мишке».
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Задачи:
1. Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Оборудование:
1. Центр «Вода – Песок»,
2. Дорожка
3. Подвижная мышка
4. Маленькие мышки по количеству детей
5. Цветные коробочки
6. Бочата – вкладыши
7. Косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки.
8. Маленькие тарелочки.
9. Красный и синий тазики.
13.«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».
Цель: Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
1. Учить детей действовать с природным материалом.
2. Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1. Камешки разного размера
2. Пёрышки
3. Таз с водой
4. Ведёрки
14. «Речка и ручеек».
Цель: Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду
Задачи:
1. Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».
2. Развивать фантазию, творческие способности.
3. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
Оборудование:
1. Песок.
2. Узкий и широкий совок.
3. Мерные стаканчики.
4. Ведро с водой.
5. Большой и маленький бумажные кораблики.
15. «Разноцветная водичка».
Цель: Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
1. Приучать называть основные цвета.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
Оборудование:
1. Игрушка- капитошка.
2. Одноразовые стаканчики с водой.
3. Гуашевые краски.
4. Морковный сок.
16. «Норки для ежат».
Цель: Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи:
1. Формировать представление о количестве (один - много, размере (большой- маленький).
2. Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
3. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
4. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование:
1. Игрушка-ёж
2. Пластилиновые ежата по количеству детей.
3. Сосновые иголки в тарелочках.
4. Центр «Вода - песок».
17. «Горки для козлят».
Цель: Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
Задачи:
1. Формировать знания о высоте предмета- высокий, низкий.
2. Развивать общую моторику рук, координацию движений.
3. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
Оборудование:
1. Песок.
2. Набор деревянного театра
«Волк и семеро козлят».
3. Ведёрки большие и маленькие.
18. «Лисичка в гостях у ребят».
Цель: Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
Задачи:
1. Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
Оборудование:
4. Игрушка-Лисичка.
5. Шнур.
6. Крупные бусины 15шт.
7. Песок в прозрачных стаканах. (по количеству детей)
8. Сита (по количеству детей).
9. Формочки, подносы.
10. Лейка с водой.
19. «День рождения куклы Маши».
Цель: Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
Задачи:
1. Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
3. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
Оборудование:
1. Песок.
2. Кукла –большая.
3. Настольный театр «Колобок»
4. Формочки.
5. Подносы.
6. Совки.
7. Большой строительный материал.
20. «Мы ходили в огород».
Цель: Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
Задачи:
1. Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.
2. Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку.
3. Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Оборудование:
1. Песок.
2. Кукла- дед
3. Овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа).
4. Шапочки персонажей сказки «Репка».
5. Корзинка.
6. Формочки, разносы, совки (по кол-ву детей)
7. Лейка с водой.