Елена Цихотских
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей раннего возраста.
Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей. На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а, следовательно, и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.
В настоящее время, исследователи наблюдают общее моторное отставание у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Наблюдая за своими воспитанниками, я также столкнулась с этой проблемой.
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики : чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь;
От развития мелкой моторики зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга;
В настоящее время исследователи наблюдают общее моторное отставание у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать;
Развитие кисти рук и координации движений пальцев рук-задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. Является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности.
На первом этапе своей работы я определила цель: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности ребёнка через развитие мелкой моторики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
* Развивать умение выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением;
* Формировать умение делать самомассаж кистей рук при помощи карандаша, шишек, массажных мячиков.
* Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки, координацию движений;
* Развивать навыки ручной умелости.
* Развивать речь, активизировать словарный запас;
* Способствовать развитию творческих способностей.
Пальчиковые игры - небольшие стихи, сопровождаемые движением пальцев рук, такие игры хорошие помощники для того, чтобы развивать координацию, точные движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Пальчиковая гимнастика проводится каждый день.
Изобразительная деятельность: влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники изо: рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками, печатками.
Игры с крупой развивают мелкую моторику, координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие. И не только! Оказывается, при соприкосновении рук и ног с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на пятках и ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи.
Игры с крышками от бутылок, формирование умения выполнять действия с предметами, Формирование и активизация словаря ребенка, развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному.
Дидактические игры: игра кораблик «Плюх- плюх», «цветная полянка» эти игры развивают мелкую моторику и помогают закрепить знание цвета, умение ориентироваться на плоскости.
Игры «лабиринт» и «лучики» : развивают умение ориентироваться на плоскости,развивают мелкую моторику, координацию руки и глаза. Тренируют зрение и развивают внимание.