Юлия Матвеева
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я стараюсь уделять особое внимание развитию мелкой моторики.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа по развитию кисти рук проводится систематически по 3-5 минут. Подбираю игры и упражнения по возрасту ребёнка, по различным темам.
Свою работу с малышами я начинаю с массажа пальцев рук в течение 2-3 минут. С малышами для массажа использую крупные шарики, грецкие орехи, карандаши. Затем начинаю проводить более активные упражнения. Хорошо тренируют движения пальцев рук игры «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока- белобока» и т. д. Использую при проведении упражнений игрушки-пищалки.
Учимся собирать и разбирать пирамидки, конструировать из кубиков, кирпичиков. Использую различные виды «вкладышей», «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку. Собираем мелкие предметы двумя пальчиками, перебираем крупные бусы, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.
Перспективным приемом по развитию мелкой моторики является рисование пальчиками. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект доступными ребенку речевыми средствами, стимулирует ребенка сопровождать действия речью. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также можно рисовать с помощью пробки, губки получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе - рассыпаем манную крупу, затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок» : дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.
Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Использую в своей работе тактильные мешочки, различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные. Даю детям игрушки с различными наполнителями (песок, пуговицы, крупа и т. д.)
Игры с песком и водой снимают напряженность, развивают активность, стабилизируют эмоциональные состояния. Основные материалы - песок и вода, ребенок может использовать эти материалы так, как ему хочется- переливать, пересыпать, закапывать-откапывать, придавать форму. Начинаем игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка, ребенок повторяет движения. «Проходим» ладошками и пальчиками оставляя следы, скользим по поверхности песка (как змейка, машинка, создаем узоры (солнышко, цветок). Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.
Игры с «пальчиковым театром» развивают у ребенка любознательность,
воображение, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, совершенствуется произношение, развивается умение передавать содержание знакомой сказки. Ребенок с интересом надевает на пальчик игрушку, рассматривает и повторяет движения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Использую бумажные колпачки «Сорока-белобока», «Моя семья», сказки «Репка», «Колобок».
Доставание мелких игрушек в «сухом бассейне» (наполненный рисом, фасолью). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребенку с различной речевой патологией достигать заметных результатов в развитии.
Хорошее воздействие оказывают игры с карандашами, клубками, пазлы, лего, шнуровки, мозаика, застегивание пуговиц, складывание матрешек. Очень нравятся детям игры с липучками «Полянка медвежонка».
Также использую на занятиях игры с фасолью, прищепками, «сухой дождь» с разноцветными лентами для закрепления цвета, природные материалы- шишки, желуди, камни. Полезно мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики.
Любят малыши игры с текстом песен, движениями Е. Железновой «Развивалочки от 1 года до 5 лет.» Прослушивая их, у детей развивается речь, крупная и мелкая моторика, музыкальный слух, чувство ритма, координация движений.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать определенные действия, изображать животных и предметы. Благодаря таким занятиям, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, улучшается речь.
В своей работе использую следующую литературу:
1. Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
2. Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»
3. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»