Римма Тарасова
Влияние мелкой моторики и рисования на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие.
Заботиться о своевременном развитии ребенка необходимо с первых дней его жизни: развивать его слух, внимание разговаривать, играть с ним. Развивать его двигательные умения.
Публикация «Влияние мелкой моторики и рисования на развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Упражнения подбираю с учетом возрастных особенностей детей и их физического развития.
По мере развития ребенка включаются задачи сенсорного, конструктивного и предметно-орудийного характера, они усложняются постепенно.
У двум годам дети выбирают предмет нужного цвета из четырех разных цветов, ставят кубики, кирпичики друг на друга (башни, потом рядом на поверхность стола (дорожка, поезд, забор). Дети обучаются располагать кубики или кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол, стул, стол и стул вместе).
Затем даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
В результате упражнений со шнуровкой пальчики приобретают ловкость и сноровку. Игры-шнуровки направлены на развитие мелкой моторики, уточнении движений пальцев рук, концентрацию внимания, способствуют развитию точности глазомера, координации и последовательности движений.
Игры на развитие мелкой моторики наряду с другими занятиями по развитию речи способствуют быстрейшему развитию речи ребенка, создают хорошее настроение и способствуют развитию познавательных способностей детей. Работа по развитию движения рук проводится регулярно, а задания приносят радость. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.
Рисование является одним из важнейших средств не только художественного развития, развития сенсорно-перцептивной деятельности, речевого развития, но и средством формирования волевых и личностных качеств маленького человека, без которых не овладеть в полной мере великим даром природы человечеству – устной речью.
На занятиях рисованием и другой изобразительной деятельностью желательно создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, одобрения, что способствует установлению тесного контакта между взрослым и ребенком.
При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональными комментариями, используя стихи, загадки и т. д.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать их особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки.
Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изодеятельности, занятия по сюжетно-ролевому рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.