Альфия Мингалеевна Кашапова
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опираясь на свой многолетний опыт работы,на опыт других педагогов и мнение ученых я, начиная с самого поступления ребенка в детский сад стараюсь уделить особое внимание развитию общей и мелкой моторики ребенка. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. У современных детей мы наблюдаем все чаще задержку в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем же причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь,- это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – побольше разговаривайте с ребенком. Они в свою очередь стараются говорить с ребенком,но он продолжает объясняться жестами и звуками. Многолетние наблюдения ученых показали,что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Импульсы исходящие от них и также положительно влияют на кору головного мозга ребенка,повышают его работоспособность. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития детей.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
Самыми первыми в работе я начинаю использовать произведения устного народного творчества. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Тексты этих упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Среди самых распрастраненных игр: «Сорока – сорока», «Ладушки – ладушки», «Пальчик- пальчик», «Этот пальчик хочет спать», «Мы капусту рубим, рубим» .
Благотворное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с различными предметами: мозаика, пирамидки, игры с открывающимися игрушками и предметами
Малышам очень интересно застегивание пуговиц,кнопок, закрепление на липучках, шнуровка, застегивание молний. Для этого я использую в своей работе дидактическую подушку.
Хорошим средством для развития движений является различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе. Дети с удовольствием меняют картинки, пытаются подражать воспитателю и выговаривать отдельные фразы, надевают и снимают персонажей пальчикового театра, совершают с ними различные манипуляции.
Очень помогает в работе над развитием моторики рук наш центр песка и воды. Можно использовать такие игры как: «Спрячь руки», «Найди игрушку», «Гора из песка», «Пересыть песок», «Лепим угощение», «Быстрые кораблики», «Перелей воду».
Интересны детям игры с бумагой: разрывание бумаги на кусочки (листочки, снежинки, кружение с ними, разбрасывание и сбор листков; обвертывание различных мелких игрушек бумагой или фольгой (золотое яичко); изготовление снежков из мятого бумажного листа и игры с ними.
Много сейчас выпускается различных крупных пазлов, игр –вкладышей их я также активно использую. Помимо покупных приходится многое пособия изготавливать своими руками. Игры со счетными палочками полюбились моим малышам. Их можно использовать и самостоятельно (построй дорожку, заборчик, домик и т. д.) и с использованием картинок (машина -построй гараж,дорогу; различные животные –также построить домик,заборчик, лесенку и т. д.) К концу года дети могут уже выполнить все эти простые постройки. Использую в работе и мелкий геометрический материал :квадраты, кружки, треугольники, строим из них домики, елочки, машинки,то есть самые простые предметы, которые хорошо знакомы детям. Можно использовать наряду с этим и мелкие игрушки или раздаточный материал (домик для матрешки или собачки,прокати киску на тележке).
Игры с прищепками также развивают руки, учат правильно защипывать концы, используя только два пальца. Им самим интересен результат: вот лошадка- есть ноги, хвост; вот птичка- приделаем крылья и она полетит и т. д.)
К работе по развитию моторики я подключаю родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в самообслуживании (застегивании молний, липучек. кнопок, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. Советую также родителям учить ребенка манипулировать предметами- среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, конструкторов, пластилин, карандаши Советую не упускать возможности познакомить сына или дочку с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть помогут перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в посуду, научите размешивать, отливать, переливать. Малышу доставить удовольствие играть с тестом, лепить из него. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук. Совместная работа с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, также на развитие речи.