Юлия Марченкова
Консультация «Игровые приёмы обучения на занятиях лепкой»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду проводится много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.
Публикация «Консультация „Игровые приёмы обучения на занятиях лепкой“» размещена в разделах
Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.
Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.
На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.
Процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребёнка объектов и явлений лишён для малыша смысла, и он действует без старания и оправданно. Как же сделать выполнение учебных заданий осмысленным и интересным? Для этого маленькому ребёнку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, что-то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные и вылепленные детьми предметы?
К счастью, такой мир существует! Это тот удивительный мир, в котором куклы ходят, друг другу в гости, зайцы и медведи посещают парикмахерскую и магазин и обращаются к ребёнку за помощью, когда болеют. Конечно - это мир детской игры. Именно там и «баранки», и «косточки», вылепленные детьми, могут быть очень нужны. Игрушки сразу и с пользой для себя «употребят» всё, что вылепил малыш.
Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, педагог приобретает возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребёнка, учебных заданий. Введение в процесс обучения игры позволяет вызывать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; осуществлять в игровой форме руководство их работой и её оценку; доставлять ребёнку удовольствие от полученного результата, а также от возможности использовать в игре по окончании занятия.
Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, воспитателю надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью он кратко, но достаточно убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах каких-то игровых персонажей и побуждает детей помочь им. Однако следует учитывать, что ребёнок младшего дошкольного возраста готов помогать не вообще, а только совершенно конкретному персонажу, который обратился за содействием лично к нему. Поэтому каждый малыш обязательно должен получить «свой» игровой персонаж, которому будет помогать. Использование таких рассказов предполагает наличие в группе достаточного количества мелких объёмных или плоскостных игрушек. Главное – вызвать у детей доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, или, как принято говорить в психологии, создать мотивацию. А поскольку данная мотивация связана с игрушками, она является игровой мотивацией.
Специальной работы по постановке игровой задачи воспитатель не проводит. Такая задача ставиться в конце каждого рассказа. Это та часть рассказа, в которой игровые персонажи обращаются к малышам за содействием. Однако воспитатель должен обязательно спросить, хотят ли дети выполнить просьбу. Получив утвердительный ответ, он переходит к постановке уже собственно учебной задачи. Педагог предлагает детям научить их рисовать, лепить нужные персонажам предметы. Очень важно, что свою благородную роль помощника и защитника слабых ребёнок всякий раз может выполнить, только научившись чему –то новому. Таким образом, педагог не только подводит детей к необходимости чему-то научиться, но и включает эту задачу в хорошо понятный ребёнку и гуманный контекст.
Осуществляя руководство выполнением задания, воспитатель максимально использует игровые формы воздействия на детей. Указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его работе, важно подчеркнуть, какие неудобства это создаёт для игрового персонажа. Например, если малыш нарисовал домик без окон, воспитатель говорит ему, что бедный зайка будет сидеть в темноте, и т. п.
Дошкольники младшего возраста очень чувствительны к критическим замечаниям, поэтому замечания и подсказки должны исходить от игрового персонажа. Это он зайчонок, а не воспитатель просит, малыша нарисовать дверь в домике.
Включившись с самого начала занятия в воображаемую ситуацию и с удовольствием, пребывая в ней, дети воспринимают новые игровые действия как естественное продолжение предыдущих.
Чтобы объединить основную часть занятия с последующей игрой в логическое целое, вводиться ещё один персонаж. От лица подобного персонажа детям предлагается выполнить то или иное игровое действие, которое будет служить формированию или закреплению нужных навыков и умений.
То обстоятельство, что все дети играют в рамках одного сюжета, способствует заимствованию ими друг у друга разных игровых действий, возникновению интересных поворотов в игре и в конечном итоге его развитию. Педагогу легко включиться в такую игру в качестве равноправного с другими её участниками партнёра. Взяв на себя аналогичную роль, воспитатель увлечённо участвует в игре, на личном примере показывая детям образцы ролевого поведения. С тем, кто закончит игру воспитатель проводит индивидуальные беседы.
Желательно, чтобы тема беседы отвечала учебному и игровому содержанию занятия. Делясь с воспитателем впечатлениями о том, как он только что рисовал, лепил, ребёнок осознаёт, чему он научился, что сделал хорошего и как будет поступать в дальнейшем.
Для стимулирования развития игры беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей. В ходе беседы ребёнок получает практические навыки ведения ролевого диалога, столь важного для становления ролевой игры. Развитие речи детей не является целью такой беседы, поэтому не следует добиваться, чтобы ребёнок отвечал на вопросы в развёрнутой форме. Самое главное – создать атмосферу живого и интересного общения.