Евгения Иванова
Использование речевого куба «Живой мир» на групповых и индивидуальных занятиях в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Общение в форме игры это необходимая основа, в рамках которой происходит формирование и совершенствование речи дошкольника. Этому условию соответствует пособие «Речевой куб».
Пособие направлено на развитие коммуникативных навыков детей, способность налаживать общение с окружающими людьми (своими сверстниками, взрослыми) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) средств. А так же не речевых средств, таких как жесты, мимика, взгляды.
Темочки:
Пособие представляет собой куб, изготовленный из картона. На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, для сменного речевого материала.
Обычно работа с кубом ведется на занятиях по развитию речи с детьми массовых групп, индивидуально вне занятия, самостоятельно в игровой деятельности детей. Так же «Речевой куб» может использоваться учителем-логопедом на логопедических занятиях.
Пособие можно рекомендовать для использования в работе от 3 до 7 лет.
Название моего речевого куба – «Живой мир». Данный куб был изготовлен для использования в средней возрастной группе, но также его можно использовать и других возрастных группах, просто сменив материал на гранях.
Основная цель использования «Речевого куба» :
Развитие речи, внимания, мышления, памяти, воображения, эмоциональной сферы, мелкой моторики.
Примерные варианты игр с "Речевым кубом"
Ведущий (педагог) вставляет в прозрачные карманы на кубе
карточки избранной игры.
Вариант 1:
Ребенок вращает (подкидывает) кубик в руках со словами:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем кубик мы вращать!
Кручусь, верчусь
На бочок ложусь.
В зависимости от выпавшей грани куба, на которой остановилось вращение. Дети выполняют задание.
Вариант 2:
Дети передают куб по цепочке, произнося любое хорошо
знакомое стихотворение, потешку, считалку, скороговорку. Ребенок на котором остановилось проговаривание выбирает сторону куба.
Дети выполняют задание.
Вариант 3:
Водящий ребенок (выбирается считалкой) идет по кругу и
проговаривает считалку, скороговорку, потешку и т. д. Тот на ком закончилось проговаривание, берет куб, с закрытыми глазами вращает его, останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняется индивидуально или со всеми детьми.
Вариант 4:
В моем варианте «Речевого куба – Живой мир» грани обозначены разными цветами, отдельно изготовлены цветные карточки, из которых ребенку предлагается выбрать определенный цвет, который соответствует одной из граней куба.
Игра: «Назови, одним словом».
Цель: Способствовать развитию речи, памяти и логическому мышлению. Развивать умение обобщать, сравнивать, классифицировать.
Вариант игры:
Группа из четырех картинок, например: курица, индюк, пингвин, утка - общее название ПТИЦЫ.
Игра: «Найди лишнюю картинку».
Цель: Развивать умение классифицировать, сравнивать. Развивать словесное и логическое мышление.
Вариант игры:
Из четырех картинок нужно определить лишнюю из группы. Например, изображения кошки, коровы, собаки и пингвина. Вывод – пингвин не является животным, пингвин птица.
Игра: Подбери по цвету.
Цель: Развивать умение различать цвета, классифицировать предметы по определенному признаку, развивать речь.
Вариант игры: Подобрать по цвету четыре картинки. Например: лимон, утенок, банан, верблюд – животные и растения на картинках желтого цвета.
Игра: Отгадай загадку».
Цель: Закрепить в речи названия животных, птиц, деревьев, фруктов, ягод. Закрепить использование слов, которое обозначают качества животных и растений.
Вариант игры: После прослушивания загадки выбрать ответ из картинок на кубе.
Например:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)
Игра: «Назови ласково».
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Вариант игры: Кошка – кошечка, вишня – вишенка, лошадь – лошадка, дуб – дубок, утка - …
Игра: «Назови первую букву».
Цель: Знакомить детей с буквами алфавита.
Например: Банан – Б, апельсин - А, яблоко – Я, ананас – А и т. д.
Ожидаемые результаты:
Использование в работе с дошкольниками игрового пособия «Речевой куб» предполагает:
- развитие и совершенствование речевых навыков детей;
- желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно с другими детьми в процессе игры;
- создание у детей эмоциональной отзывчивости;
- расширение речевой среды в группе;
- развитие сенсомоторных и коммуникативных навыков детей.