Анастасия Денисова
Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях.
Денисова А. В. учитель-логопед,
СП детский сад «Тополек» ГБОУ СОШ № 8
п. г. т. Алексеевка г. о. Кинель
Дошкольный возраст – это период становления личности, период формирования самосознания и мотивационной сферы. Время, когда ребёнок учится принимать самостоятельные решения, то есть осуществлять выбор, руководствуясь при этом личными мотивами.
Публикация «Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. [3] Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. [4] При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели. Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. [4]
Выделяют следующие виды мотиваций : внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая и неустойчивая.
Внешняя мотивация — не связанна с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (главное не получение знаний, а какая-то награда). [6]
Внутренняя мотивация — связанна не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
К внутренней мотивации относятся :
• познавательные мотивы
• социальные мотивы
• мотивация достижения успеха
• мотивация избегания неудачи. [6]
Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.
Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.
Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи. [5] В зависимости от учебной задачи и содержания занятия могут быть использованы различные приемы и методы:
• Речевые игры и игры на развитие ВПФ
• Сказочные сюжеты
• Ролевые игры
• Сказочные и литературные персонажи
• Игры-путешествия, поездки, приключения
• Настольно – печатные игры
• Сюрпризные моменты [1]
Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. [2]
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи можно использовать современные компьютерные игры для детей. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции речи.
Компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Развитие речи» направлена на формирование фонематической системы и связной речи.
Коррекционно–логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет собой готовый набор для использования специалистом в нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференцированный подход к обучению.
Программа «Домашний логопед» красочно представляет артикуляционную гимнастику, дает подробную характеристику звуков, персонажи мотивируют, легко и доступно дают знания ребенку.
Программа профессора Хиггинс – это полный фонетический и лексический мультимедийный справочник – тренажер, предназначенный для желающих научиться говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением, являющимся нормой речи.
Компьютерные игры портала «Мерсибо», направленные на активизацию речи, развитие лексической стороны речи, фонематического слуха и т. д. Так же используются свои компьютерные разработки и презентации. Создана авторская серия обучающих «фильмов» для самостоятельной работы детей.
Соревновательные моменты, например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра «Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему слова», «Рыбалка».
В структуру занятий включаются физкультминутки. Они помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Например, можно использовать при проведении динамических пауз аудиозаписи Железновых.
С целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у ребенка можно использовать на логопедических занятиях сюжеты из современных мультипликационных фильмов. Например, «Лунтик и его друзья» — это замечательный, добрый и познавательный мультсериал, главным персонажем которого является существо, прилетевшее к нам с Луны — маленькое, пушистое и очень доброе сиреневое создание — Лунтик.
Смешарики — это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений.
Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения.
Список литературы:
1. Валявко С. М. Особенности мотивации достижения старших дошкольников с ОНР // Специальная психология, 2006, № 2 (7, с. 26-36.
2. Козина И. Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения // Дефектология, 1997, № 5, с. 69-75.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
Смысл, Academia, 2005.-352 с.
4. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., Смысл, 1971.-245 с.
5. Файзуллаев А. А. Формирование системно-уровневой организации мотивационной сферы личности. Дисс. .канд. психол. наук. -М. -Ташкент, 1984.
6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007. - 382 с.