Эльмира Мирхайдарова
Физкультминутка в логопедических занятиях с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультминутка в логопедических занятиях с детьми
В хода логопедического занятия, детям необходима двигательная разрядка. Физкультминутка переключает детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную способность. Вместе с тем логопед получает дополнительную возможность использовать активную речь детей. Лучше увязать тексты непосредственно с темой проводимого логопедического занятия, это позволяет пополнить запас слов детей. Стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большой её плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, на совершенствование фонетической стороны речи. Содержание физкультминутки меняется почти каждое занятие.
Публикация «Физкультминутка в логопедических занятиях с детьми» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
К физкультминуткам предъявляются определенные требования:
1. В речевом материале должен содержаться изучаемый на занятии звук либо соответствующая лексическая или грамматичееская категория.
2. Движения детей должны по возможности соответствовать ’ называемым действиям.
3. В физкультминутку включаются наиболее разнообразные действия с тем, чтобы дети могли, например, присесть, повернуться, поднять руки вверх, попрыгать. Иными словами, нужно стремиться вызвать у них максимальную двигательную активность
4. Стихи должны быть доступны по содержанию.
5. Тексты должны быть короткими, с тем, чтобы дети их легко воспринимали и без труда воспроизводили.
ПРЕДЛОГ НА
- Ребята, положите ладони на голову; на затылок; на щеки; на пояс; на колени; на спинку стула; на пол.
(В ходе такого упражнения дети усваивают пространственное значение предлога НА и, кроме того, закрепляют знание названий частей тела)
ЗВУК X
1. Мама удивилась:" АХ, АХ! (наклоны туловища в стороны, ладони к щекам).
Бабушка поднимается по лестнице:" ОХ, ОХ» (наклон вперед, руки на поясницу, раскачивание в стороны)
Лесорубы рубят лес: " УХ, УХ" (руки в замок, ноги на ширине плеч, движения, имитирующие рубку дров).
Дети танцуют: «ЭХ, ЭХ!" (притопывание поочередно ногами, руки в стороны).
В ходе этой физминутки дети проговаривают хором, ритмично только междометия.
2. Шел по берегу петух (шаги с раскачиванием в сторону, руки за спину).
Поскользнулся, в речку - бух (круговое движение руками, присеть).
Будет знать петух, что впредь (ритмичный подъём, погрозить пальцем).
Надо под ноги смотреть (наклон вперед).
После проговаривания стихотворения дети называют слова со звуком X.
ПРЕДЛОГ ПОД
1. ХЛОП- хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши).
Топ-топ, топ-топ-топ (топают ногами).
Под кроватью черный кот (присесть в такт словам,
Он залез под кровать (поочередное движение руками вперед и к груди, имитирующие движение лап кота).
И мешает детям спать (ритмичное помахивание указательным пальцем правой руки).
2. Бегал по двору щеночек (медленный бег на месте).
Видит пирога кусочек (наклон вперед, руки в стороны).
Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту).
Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок).
Дети хором проговаривают вслед за логопедом каждую строчку стихотворения. Обычно 2-ой раз они уже произносят его без труда, так как легко запоминают несложный текст, подкрепляемый движениями. Затем логопед задаёт вопросы "Куда залез кот? Куда залез щенок? Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении?
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С СУФФИКСАМИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Девочки и мальчики (руки на поясе)
Прыгают как мячики (хлопки в ладоши, ритмические прыжки)
Ножками топают (топанье ногами)
Ручками хлопают (хлопки в ладошки).
Глазками моргают (руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (руки вниз).
2. Ножками затопали (притопывание ногами).
Ручками захлопали (хлопки в ладоши,
Головку опускаем (наклон, руки вперед)
И спинку выпрямляем (выпрямиться и руки на пояс).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ К, Х
Ой, Ой, что за гром (руки к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения рукой, имитирующие работу с молотком).
Молоток стук- стук (хлопки руками перед собой).
Помогать идет петух (шаги с наклонами в стороны).
ЗВУКИ Л, ЛЬ
- Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками).
Самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны)
На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям,
Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).
2. Летом дети плавали (движения, имитирующие плаванье,
Бегали, гуляли (бег на месте,
Летом дети прыгали (прыжки, руки на поясе,
А после отдыхали (руки опущены, ноги вместе).
3. Ла – ла - ла (три хлопка,
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны)
Лу – лу - лу (три хлопка,
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров)
Ул – ул - ул (три хлопка)
Михаил уснул (присесть, руки под щеку).
ПРЕДЛОГ В
1. Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (равномерные приседания) Наклонялись, собирали (наклоны вперед)
По дороге растеряли (ритмичные разведения рук в стороны).
2. В комнату вошел мой папа (шаги с высоким подниманием ног)
Мама в шкаф убрала шляпу (встать на цыпочки, руки вверх,
В конуру залез наш пес (присесть, руки к коленям,
Петя в дом арбуз принёс (встать, развести руки в стороны).
ГЛАГОЛЫ С РАЗНЫМИ ПРИСТАВКАМИ
1. Едем, едем мы домой на машине легковой (движения, имитирующие поворот руля)
Въехали на горку: хлоп (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп (руки через стороны вниз, присесть).
2. Влас с корзиной в лес пошел (шаги с высоким подниманием ног,
Всю поляну обошел (ритмичный поворот вокруг себя)
К старой ёлке подошел (присесть, руки на пол)
И огромный гриб нашел (встать, руки в стороны)
ПРЕДЛОГИ НА, С
На березу галка села (присесть, руки на колени,
С дерева потом слетела (встать, помахать руками)
На кровати спит Федот (присесть, руку под щеку)
И с кровати не встает (встать, развести руки в стороны).
ПРЕДЛОГИ НА, ПОД
На горе растут грибы (руки вверх, хлопок над головой)
Под горой растут грибы (руки через стороны вниз, присесть)
ПРЕДЛОГ МЕЖДУ
Между грядками шагаю,
Ноги выше поднимаю (шаги с высоким подниманием ног).
ЗВУК К
Ходит по двору индюк (руки на пояс, шаги с высоким подниманием ног,
Пролетел над полем жук (руки в стороны, махи руками поочередно)
По цветку ползет паук (шаги с движениями рук вперед и к груди)
Обломился старый сук (присесть, хлопок)
В конце этой физминутки логопед просит перечислить слова из этого стихотворения со звуком К.
СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЙ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ ОДИН, ОДНА.
Один медведь шагал по дорожке (руки согнуты в локтях, перед грудью, шаги с высоким подниманием ног)
Один зайчик прыгал по травке (прыжки,
Одна обезьяна кружилась в клетке (поворот вокруг своей оси,
Одна лисичка тихо сидела в уголке (присесть, руки к коленям).
В ходе этой физминутки дети только повторяют движения логопеда, но сами ничего не говорят. А в конце логопед спрашивает :" Про кого из зверей мы сказали ОДИН? Про кого мы сказали ОДНА?”
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ К, Х
Ко – хо - ко, ко – хо - ко (ритмичные хлопки в ладоши,
В валенках нам мягко, сухо и тепло (приседая, то одну, то другую ногу выставлять вперед).
СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ ДВА-ДВЕ
Две руки хлопают (хлопки в ладоши,
Две ноги топают (ритмичное топанье ногами)
Два локотка вращаются (руки к плечам, вращательные движения локтями,
Два глаза закрываются (руки вниз, глаза закрыть)
ЗВУК Т
Вот идет черный кот (шаги с высоким подниманием ног,
Притаился - мышку ждёт (приседание, руки к коленям)
Мышка норку обойдет (встать, повернуться вокруг своей оси,
И к коту не подойдёт (руки в сторону)
В конце этой физминутки логопед предлагает детям перечислить услышанные в стихотворения слова со звуком Т.
ЗВУК Ш
Тише, мыши, тише, мыши (ритмичные приседания, погрозить пальцем)
Кот залез на нашу крышу (постепенный подъем вверх, хлопок руками над головой).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л, Й.
Мой Илья такой лентяй (руки к груди, руки в стороны)
Только отдых подавай (присесть, руки над головой).
ЗВУК С. ,
Сам, сам, самолет (два хлопка, руки в стороны,
Тут и там самолет (два хлопка, руки в стороны,
Летит самолет близко, летит далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперед,
Летит самолет низко, летит высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
ЗВУК Ж.
Жу – жу - жу (три хлопка,
На лужок хожу (шаги с высоким подниманием ног,
Жу - жу - жу (три хлопка,
На жуков гляжу (присесть, руки поднести к глазам)
Жок - жок - жок (три хлопка,
У меня флажок (руки в замок, над головой).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш.
Шашки на столе (присесть, руки вперед,
Шишки на сосне (встать, вытянуть руки вперед).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш - Ж
Листья желтые летят (ритмичные приседания со взмахом руками)
Под ногами шелестят (наклон вперед, руки к носкам)
ЗВУК Щ
Ща – ща - ща (три хлопка,
Коля ходит без плаща (шаги с высоким подниманием ног)
Щи – щи - щи (три хлопка,
Щиплем щавель мы на щи (присесть; движения, имитирующие сбор трав)
ЗВУК Ч
Чи – чи - чи (три хлопка,
Черные грачи (руки в стороны, махи руками).
Чок – чок - чок (три хлопка,
Черный каблучок (руки на пояс, топанье ногой)
ЗВУК Р
Ра – ра - ра (три хлопка,
Высокая гора (руки вверх,
Ры – ры - ры (три хлопка,
Летают комары (руки в стороны, махи руками)
Ир – ир - ир (три хлопка,
Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки).