Фируза Бекбулатова
Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Музейная педагогика как средство формирования представлений о
культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Музейная педагогика – это научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. В дошкольных учреждениях образовательный процесс строится на основе образовательных программ, предметом же музейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты.
Темочки:
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач ДОУ является патриотическое воспитание. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес. Знакомство детей с музейными коллекциями через активные формы познания стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей, дает больше возможностей для формирования нравственно-патриотических ценностей.
Воспитание патриотических чувств невозможно без посещения музеев : краеведческого, боевой и трудовой славы, музеев школ и предприятий, мини-музея в детском саду, музеев под открытым небом. Сделать мир музейных экспонатов понятным и значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников. Характер такого взаимодействия определяется типом музея и предусматривает различные формы совместной деятельности: разработка проектов, занятий, тематические беседы как в музеях, так и в дошкольных группах.
Через интерактивные экскурсии в краеведческий музей, музей Боевой славы и занятия в кабинете истории Великой Отечественной войны дети имеют возможность узнать о том, какую роль сыграла ВОВ в судьбе родного города и России, в истории их семьи.
Обращение к русским традициям, фольклору, народной культуре выступает как непременное условие воспитания патриотических чувств у дошкольников. С детьми особенно полезны занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. В этом нам помогает посещение музеев. Музей народной культуры расскажет дошкольникам о быте, культуре, ремеслах, традициях родного народа. Участие детей в народных играх закрепит и активизирует интерес к данной теме. Создание в детских садах мини-музеев позволит воспитывать у детей чувство любви к своей стране, формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию, развивать чувство гордости за свой народ, за его силу духа.
Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Ребенку старшего дошкольного возраста доступны сложные композиции декоративно-прикладного искусства, произведений станковых искусств и архитектуры. Дети способны не только воспринимать красоту изделий прикладного искусства, но и проявлять эстетическую оценку. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры в условиях социокультурной среды музеев, понимание языка искусства – эти и другие задачи должны решать воспитатели детских садов.
Ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им незнакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Расширение кругозора детей в разных областях – одна из сложных многогранных задач, стоящих перед педагогами. Культурное и эстетическое развитие дошкольников не только облегчает процесс познания маленького человека, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, развивает творческое отношение к миру.
Таким образом, приобщение детей ко всем видам национального искусства играет роль формирования личностной культуры ребенка как будущего гражданина и патриота своей Родины.