Ираида Альмеева
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Конспект НОД по изобразительной деятельности на тему «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Конспект НОД по изобразительной деятельности
Тема: «Природа родного края»
Педагог дополнительного образования
МБДОУ «Детский сад № 52 «Росинка»
Г. Димитровград, Ульяновской области
Альмеева Ираида Геннадьевна
2014 у. г.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ, Конспект НОД по изобразительной деятельности на тему „Природа родного края“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
/В. А. Сухомлинский/
Конспект НОД по изобразительной деятельности
Тема: «Природа родного края»
Цель: Знакомство детей с нетрадиционными и смешанными техниками изображения. Постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов.
Развитие сенсорных способностей. Формирование представлений о предметах, усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Задача: Обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление, воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Три основных этапа изобразительной деятельности
Первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена ему.
Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания направляет воображение. Деятельность на этом этапе - умение владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования.
Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
• прием повтора;
• выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Методические приемы: Показ и объяснение.
Материал: лист бумаги, засушенные листья деревьев, краски-гуашь, кисти № 1,2,3, клеевая кисть, трубочки для раздувания, поролон, салфетки.
Ход НОД:
В групповой комнате оформление в теплых и холодных тонах и оттенках, ветки рябины, осенние листья. Репродукции картин художников. У детей на столах ободочки с приклееными разноцветными листьями. Звучит фонограмма «Времена года» Вивальди. Входит педагог в костюме Осени, в руках палитра красок, кисти
Педагог - Здравствуйте, дети.
Осень
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
М. Садовский
- Какие изменения происходят осенью? Почему листья желтеют?
Дети - Деревья корнями вбирают влагу из земли. Летом вода под землей теплая. Осенью деревья корнями забирают холодную воду. От этого листья меняют цвет, затем опадают, укрывая землю красивым, пушистым ковром. Педагог - Какие краски осень приготовила? К какому типу мы отнесем красный, желтый и оранжевый? К холодному или теплому?
Дети:Теплому Педагог - Правильно-теплые тона. Осень примечательна частой дождливой погодой, серыми днями. И чтобы украсить унылые дождливые дни, осень красками раскрасила леса и парки.
Осенний клад
Падают с ветки желтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
И. Пивоварова
Педагог - Перед вами большое многообразие материала, с помощью которого мы с вами можем изобразить картину осени. Для чего нам палитра?
Дети - Для смешивания основных цветов, для получения новых оттенков. Педагог - Каким деревьям осень дарит оранжевые краски?
При помощи каких цветов мы самостоятельно можем с вами получить оранжевый цвет?
Дети – Кленам. Нужно на палитре смешать сначала желтый и немного красной гуаши.
Педагог – Для каких деревьев осень приготовила яркие желтые краски?
Дети – Для берез
Педагог – Какие еще деревья вы знаете?
Дети – Липа, осина, сосна, дуб…
Педагог – Все ли деревья сбрасывают листья осенью? Какие деревья остаются зелеными?
Дети – Сосна, ель
Педагог – Какую загадку вы знаете про дерево, не желающим переодеваться?
Загадка
- Зимой и летом одним цветом.
Дети – Сосна, елка, ель.
Динамическая пауза :
Педагог – Встали рядом со стулом. Представьте что вы дерево, ваши руки-ветви.
- Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все ближе, ближе.
Деревцо все ниже, ниже.
- Ветер дунул, засвистел, и листочек полетел.
Педагог – Теперь присаживайтесь. Вопрос - С чем бы, с какой геометрической фигурой вы бы сравнили крону дерева?
Дети – С овалом, кругом
Педагог – Перед вами лист бумаги. Кистью №3 изображаем ствол дерева. Дерево растет от земли вверх. От линии земли кистью ведем снизу вверх, останавливаемся и возвращаемся вниз, двигаясь кистью по линии до середины. Дальше ствол дерева становится толще. Поэтому вторая линия постепенно удаляется от первой линии, достигаем линии земли. Прополоскали кисточку, промокнули о салфетку и положили отдыхать на подставку. Взяли в руки кисть номер два. От ствола в шагающем порядке, слева, справа от ствола изображаем ветви в сторону - вверх. Прополоскали кисточки, промокнули о салфетку, положили на подставку. Взяли в руки кисть №1. Кистью также в шагающем порядке рисуем маленькие тонкие веточки слева и справа от ветви. Прополоскали кисти, промокнули и положили отдыхать. Пока наше творчество подсыхает, давайте изобразим полегшую траву под деревом. Возьмите в руки жесткую клеевую кисть. Траву мочил дождь, причесывал ветер… Трава растет снизу вверх толчковыми движениями. Покажите кистью как бы вы нарисовали траву под деревом. Закругленными движениями. Набрали темно зеленой краски, провели горизонтальную линию слева направо. А затем берем в руки жесткую клеевую кисть и выполняем толчковыми движениями с зеленой линии в верх - в сторону и изобразили траву по деревом с левой и правой стороны от ствола. Трава наклоняется к дереву, от дерева… Прополоскали кисти, промокнули о салфетку. Положили отдыхать. Следующий этап – изображаем листву дерева. На помощь нам приходит листочек. Раскрашиваем листочек в желтый цвет, переворачивая, делаем оттиск на бумаге с любой стороны от ствола. Листочек может быть палитрой. И мы наносим красную краску. Краски смешиваются, появляется новый цвет. На деревьях еще много зеленого цвета. Самостоятельно добавим зеленого цвета в крону дерева. Дерево получилось сказочно красивым! Но день все - таки осенний. С неба накрапывает осенний дождь. (Звучит фонограмма – шум дождя)
Педагог – Верх нашей работы украшаем тучками. Тучи серые, осенние. Как находим серый цвет? Какие краски смешиваем, чтобы получить серый цвет? Тучи рисуем поролоном, примакивая о поверхность листа бумаги. Тучки получились веселенькие. А эти веселые тучки брызжут холодным дождем. Переворачиваем лист вверх ногами. По краю тучек кистью №3 ставлю капельки серого цвета. Берем трубочки для раздувания. Наклоняясь над листом, дуем на капельку краски по направлению к траве.
Педагог – А теперь пальчиками изобразим упавшие листочки на траве. Набираем пальчиками краску и танцуем на листе бумаги., оставляя цветные следочки. Это ветер озорник играет с листочками, догоняет и кружит.
Золотой дождь
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М. Лессовая
Итог Педагог - Вот такая осень у нас с вами в Димитровграде – поэтически красивая.
А теперь давайте вместе с вами устроим хоровод осенних деревьев.
(Включается фонограмма «Вальс цветов» П. И. Чайковский.
Посмотри! Покраснели осины,
В шалях жёлтых берёзки стоят…
У лесной примадонны рябины
Бусы алым рубином горят.
Нарядилась, как будто царевна,
На роскошном осеннем пиру.
Ей лесная русалка, наверно,
Заплетала косу поутру.
(Л. Чадова)