ТАТЬЯНА РЕЗЕНКОВА
Приобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение учащихся к кубанским традициям
через декоративно-прикладное и изобразительное искусства.
Происходящие в нашей стране глобальные перемены пробудили интерес к истории родного края. Возвращение утраченного и восстановление разрушенного – признаки зрелости общества. Как известно, народная культура оказывает гуманизирующее влияние на духовный мир учащихся направленная на развитие и использование всех творческих способностей. Воспитывать детей на народной культуре Кубани – значит сохранить историческую преемственность поколений.
Публикация «Приобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Кубань
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В Краснодарском крае в последние десятилетия активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства в учебно - воспитательном процессе образовательных учреждений. В общеобразовательных школах введен новый предмет «Кубановедение», который значительно расширил тематический план предметов эстетического цикла и в первую очередь – изобразительное, декоративно - прикладное и народное искусство, которое воспитывает школьников на традициях и обычаях Кубанских казаков, где они узнают историю своего края, культуру своего народа. В учреждениях дополнительного образования также отводиться большая роль исторического прошлого Кубани.
Воспитание детей и подростков на народной культуре Кубани – это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личностей к окружающей их действительности, чтобы они познавали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты.
Становление и возрождение национального самосознания учащихся через приобщение их к культурному наследию своего народа. Необходимо комплексно включать в воспитательные и образовательные процессы проблемы изучения народного искусства во всем его этнохудожественном многообразии в культуре России. Именно поэтому на своих занятиях по квиллингу знакомлю детей с различными традициями кубанских казаков.
Одной из ярких традиций Кубани является кубанская свадьба.
Кубанская свадьба прошлых лет имела несколько иное, нежели сейчас, значение и несла с собой достаточно важный смысл. Свадьба на Кубани представляла собой скорее воспитательное, а не развлекательное зрелище. Причем постулаты нравственности молодым преподносились не в виде напутственных слов, а в качестве веселых прибауток и песен.
Кубанская свадьба проходила в течение двух дней. Причем, считалось дурной приметой назначать церемонию на субботу, а потому свадьба праздновалась в воскресенье, а заканчивалась в понедельник. Свадебной церемонии предшествовало венчание, а уже затем молодые и гости отправлялись за стол.
Первый день свадьбы являлся днем торжественным и серьезным, на котором звучали благословения и напутствия молодым. А вот на второй день кубанской свадьбы и начинался бесшабашный разгул и веселье. Шутки, смех, игры и забавы длились весь день. По традиции на второй день свадьбы мужчины облачались в женские наряды и наоборот. Суть мероприятия заключалась в том, чтобы в шуточной манере обыграть произошедшее накануне. Как правило, вся казачья станица участвовала в этом веселом торжестве. На кубанской свадьбе первостепенные роли, конечно, отводились молодым. Невесту и жениха еще издали можно было узнать по традиционным нарядам.
Традиционные кубанские наряды для невесты и жениха.
Колоритен и весьма своеобразен наряд кубанской невесты. Девушка должна была выходить замуж в платье белого, голубого или нежно-розового цвета. Отличительной чертой наряда невесты был белый искусственный цветок, который прикалывали к платью (точно такой же цветок был и на костюме жениха). Для того, чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол свадебного платья с четырех сторон крест-накрест закалывали иголки без ушек. Иногда с этой же целью за пазуху девушке клали кусочки ладана. Невеста могла надеть любые украшения - кольца, серьги и бусы.
Венок невесты считался символом девичьей чистоты и невинность, девушка была должна хранить его до конца своих дней.
Наряд кубанского жениха состоял из военного казачьего костюма, который дополнял пояс с кинжалом, сапоги со скрипом и шапка-кубанка. На груди жениха непременно был приколот большой белый бумажный цветок.
Кубанские свадьбы давно стали известны далеко за пределами Краснодарского края.
С помощью техники квиллинга («птичье перо», также известено как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги) и элементов изобразительного искусства можно выполнить портрет жениха и невесты в кубанских традиционных нарядах.
Портрет жениха и невесты
Кубанские мотивы присутствуют и в других работах учащихся.
Восприятие кубанских традиций, произведений народного декоративно-прикладного искусства вызывает эстетические переживания и формирует в сознании учащихся уважительное и бережное отношение к культурному наследию своего региона, воздействуя и обогащая не только эмоционально – чувственную сферу, но и способствует обретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности.