Евдокия Чаптыкова
Художественно-эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство хакасского народа
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек по натуре своей художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
вносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают
творческое воображение людей
и уважение к их труду.»
М. Горький
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, сегодня не может быть особенно успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и своей культуры. «С молоком матери» ребенок должен воспитывать культуру своего народа, через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта хакасского народа, трудолюбие предстают в произведениях народных мастеров.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика Хакасия
- Темочки
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду. Ведь народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Народное искусство вошло в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияя на формирование будущего человека. Художественные произведения, созданные народными мастерами отражают любовь к родному краю.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание ребенка - сложное, многосоставное явление, неотъемлемой частью которого является творчество. Отечественные педагоги отмечают, то обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развитию творчества.
Исследователь детского творчества Е. А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, наблюдении, а так же впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.
Л. С. Выгодский считал, что деятельность человека может быть разделена на два вида:
- воспроизводящую (репродуктивную);
- комбинированную (творческую).
Рисование, лепка, аппликация очень интересны и увлекательны для детей.
Хакасский народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства раскрывают богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передать от поколения к поколению, знакомят с прекрасным, приобщают к труду по законам красоты.
Однако необходимо отметить, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Но некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать. Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства начинается с младшей группы.
Рисование- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Декоративное рисование развивает у ребенка чувство прекрасного. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность. Восхищение человека природой, ее гармонией, сравнением и обобщением, нашло отражение в обобщённых стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. Произведения декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства, в детях воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Цвет в орнаменте тесно связан с композицией в узоре, они неотделимы друг от друга.
Одним из важных итогов работы с детьми по развитию творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства хакасского народа считаю организацию выставки, в которой дети приняли самое активное участие. Девочки в домашней обстановке совместно с мамочками изготовили из бисера нагрудное украшение - пого. Каждое украшение индивидуально и красочно.
Считаю, что развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства будет проходить успешно если
- будут созданы соответствующие условия,
- будет осуществляться взаимодействие с родителями,
-будет разработана НОД по декоративно-прикладному искусству хакасского народа;