Светлана Подзолкова
День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство»
ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей и их родителей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев.
Публикация «День семьи в ДОУ „Народное декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах
- День семей, 15 мая
- День семьи, Любви и Верности, 8 июля
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
2. Вызвать интерес и привлечь родителей к активному участию по созданию мини-музея в детском саду
3. создать комфортную и благоприятную атмосферу для сплочения и объединения детского коллектива и взрослых;
4. воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами; интерес к народному искусству
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!
В этом году в нашем детском саду разработана и утверждена департаментом образования программа «Развитие» «Нравственное воспитание через любовь к родному краю». В рамках реализации программы с октября 2015 г. в детском саду реализуется проект к 300 летию Омска «Наш любимый город Омск». Целью проекта является создание музейной комнаты в детском саду. Нравственное воспитание – это воспитание любви к родному краю, к природе, истории родного края, к прикладному искусству.
Чем дальше в старину мы смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился с ним рядом – это дерево, глина, кость и т. д. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на обычаи и традиции своего народа.
Чтение стихотворений:
Ребёнок 1
Богата и привольна Родина моя.
И промыслом народным славится она
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Пасад,
Загорская матрёшка,
И хохломской наряд.
Ребёнок 2
По всей России – матушке,
Куда не бросишь взгляд
Народные умельцы с любовью мастерят.
- А сейчас родители вместе со своими детьми разделятся на две команды, каждая команда представляют своё название.
- Все мастера трудились, создавая что-то своими руками. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде. (За каждую пословицу команда получает по фишке).
- А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк», но мы не просто будем играть, а направлять наш «»ручеёк к волшебному столу. (на столе выставлены изделия народных мастеров) (Под русскую народную музыку) (фото1,2)
Фото1 В ручеёк играют дети фото2 В ручеёк играют родители
- А сейчас вы внимательно посмотрите и послушаете о изделиях народно-прикладного искусства.
Хохлома : Жил когда- то в нижегородс ких лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Чашки и ложки были похожи на золотые, передал мастер свой секрет жителям села «Хохлома», а сам исчез. Хохлома представляет собой декаративную роспись посуды и мебели чёрным и красным, а так же изредка жёлтым и зелёным цветом по золотистому фону. Традиционные элементы хохломы – травяные узоры, ягоды, цветы и ветки.
Полхов-Майданская матрё шка: Характеризуют яркие цветы с отчётливым чёрным контуром. Сделаны матрёшки в селе Полх-Майдан.
Розовые, жёлтые, красные, фиолетовые, голубые и зелёные краски, звонкие под лаком, делают их очень нарядными!
Жостовские подносы: Вначале подносы делали из «битой бумаги» - папье-маше. Обычно подносы бывают чёрного цвета, на них изображают яркие, очень красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц.
Гжель: Самый известный крупный народный керамический промысел – подмосковная гжель. Мастера создавали нарядную посуду (Квасники, кувшины, кружки, блюда). Для гжели используется одна краска – синяя, самый излюбленный узор мастеров – гжельская роза. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Дымковская игрушка: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка., которую так и называли – «дымковская». Вначале были свистульки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это – настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки.
Городецкая роспись: Отличается яркой росписью, выполненной свободными мазками с белой и черной графической обводкой. Основные мотивы: цветочные узоры (розы, купавки с симметричными листьями, фигурки коней и птиц, жанровые сцены (всадники на конях, барышни с кавалерами, дерево жизни. Росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, бытовую утварь.
- Сейчас каждой команде по очереди будем загадывать загадки о народных промыслах.
1. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)
2. Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)
3. Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит … .
(городец)
4. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)
5. Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные!
(Жостовские подносы.)
6. Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы. Каждая сестрица-
Для маленькой темница. (Матрешка)
- Подведём итоги нашей викторины. И родители вместе со своими детьми создадут свои игрушки.
фото 3
фото4
фото 5 Выставка поделок родителей и детей