Людмила Забродина
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному наследию Алтайского края
Забродина Людмила Александровна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
учреждение «Детский сад № 197» комбинированного вида.
Этнокультура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Признание приоритета этнокультуры и общечеловеческих ценностей требует поиска новых способов и возможностей включения в эту область детей разного возраста, в период формирования личности.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному наследию Алтайского края» размещена в разделах
В России все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом завися ориентиры образовательного процесса. И эту важную задачу призвано решать этнокультурное образование. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Это объясняется сегодня еще и тем, что в обществе наблюдается моральный и эстетический разрыв между поколениями. Дети и взрослые существуют каждый в своем микромире, к сожалению практически не дополняя друг друга. А ведь именно взаимовлияние и взаимодействие разных возрастных категорий людей и является ненавязчивой системой воспитания, содержание которого базируется на народных традициях.
Сохранение самобытных этнических культур и укрепление взаимосвязи между ними является ключевой задачей государственной политики Российской Федерации. Реализация в системе образования интересов поликультурного, полиэтнического социума России актуализировало проблему этнокультурного образования дошкольников. В современной литературе этнокультурное образование рассматривается как целостный процесс приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям родной и мировой культуры, обеспечивающий накопление личностью этносоциокультурного опыта, сохранение её этнокультурной идентичности, развитие национального самосознания, воспитание межкультурной толерантности. Считается, что ее реализация может быть успешной, если она начинается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - это оптимальный период жизни человека для приобретения этнокультурного и толерантного опыта жизнедеятельности, активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур, формирования целостной картины мира, становления духовно-нравственных основ личности. В трудах ученых вопросы этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в разных аспектах: – психологические особенности освоения детьми социокультурного опыта, особенностей личностного развития ребенка в освоении этнокультуры (Л. И. Божович, Г. Н. Волков, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. В. Петровский, В. Ю. Хотинец, Д. Б. Эльконин и др.); – этнокультурный подход к отбору содержания, форм, методов и педагогических условий этнокультурного воспитания (М. И. Богомолова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Гришина, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Т. Ю. Купач, Т. С. Комарова, Л. В. Коломийченко, Т. В. Поштарева, Э. К. Суслова, Т. Н. Таранова и др.).
Культурное наследие Алтайского края является богатейшим материалом не только для знакомства ребенка с традициями родного народа, духовно – нравственного воспитания, развития способности видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания. Поэтому одним из приоритетных направлений работы по приобщению детей к культурному наследию Алтайского края является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными костюмами, с подвижными играми, русскими народными инструментами и игрушками. Народный костюм - является объектом материальной и духовной культуры народа. Народный костюм - это ценнейший памятник народного творчества, культуры, памятник истории человечества. Народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории народа. Народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий, соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия. Поэтому ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным (народным) костюмом станет первой ступенью на пути этнокультурного воспитания.
Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально значимую основу.
В своей работе с детьми мы используем устное народное творчество что является решением задач, как нравственного воспитания, так и речевого развития. Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, игры, хороводы и т. д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей, что в свою очередь способствует становлению гражданско-патриотического поведения детей дошкольного возраста.
Непременным условием полноценного развития ребенка является его общение с взрослым. Именно язык выступает важнейшим средством человеческого общения. Поэтому ключевой составляющей современного образовательного процесса детей дошкольного возраста является развитие речи, создание условий для эффективного речевого общения.
Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи ребенка. Постепенно погружая детей в фольклорный материал, используя разнообразные методы и приемы, мы побуждаем их пользоваться различными звуковыми средствами: интонацией, логическим ударением, подбора наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, развивает умение и желание строить сложные предложения и др.
Мы, уделяем особое внимание укреплению связей с родителями. Совместное проведение народных праздников помогает нам объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности детей и родителей способствует единению воспитателей, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу.
Родители всегда наши помощники, поэтому, мы не сомневались в их помощи, когда предложили создать картотеку «Традиционные народные костюмы разных народов».
Дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать «живые», наглядные предметы быта. В группе составлена картотека народных игр, в художественно – эстетическом центре есть выставка декоративно – прикладного искусства: Урало – сибирская роспись, Хохлома, Городец и др. Музыкальный центр оснащен народными музыкальными инструментами (дудочки, свистульки, трещетки, коробочки, ложки и др.) Ребята любят использовать их в организации импровизированных концертах.
Созданная предметно – развивающая среда помогает нам не навязывать, а заинтересовывать, вызвать у детей и родителей желание постигать богатейшие традиции русского народа, заложить фундамент нравственности, патриотизма, формировать основы национального самосознания. Уже сегодня можно четко увидеть результат этой работы: Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички, Любят играть в русские народные подвижные игры, бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества, стремятся сами участвовать в их создании, могут «поделится» с другими, желанием радоваться: знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, изъявляют желание носить народный костюм.
Мы точно знаем, что занимаемся важным делом: помогаем обрести подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока еще живы в людях старшего поколения. Сохранение народной культуры – это основа нравственного здоровья любого общества.
Таким образом, воспитательно – образовательная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры позволит нам обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний о быте прошлого на Руси, народных праздниках и традициях, развить интерес к русской национальной культуре.
Список литературы:
1. Бабунова Е. С. 2012. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5–7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. URL : https://www.monographies.ru/144. 28.08.2014.
2. Вертякова Э. Ф. 1998. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Челябинск. URL : https://www.dslib.net/obw-pedagogika/jetnokulturnoe-razvitie-doshkolnikov-v-processehudozhestvenno-tvorcheskoj.html; https://www.dslib.net/obw-pedagogika/jetnokulturnoerazvitie-doshkolnikov-v-processe-hudozhestvenno-tvorcheskoj.html. 28.08.2014.
3. Горшенина С. Н. 2013. Современные технологии в этнокультурном образовании школьников // Начальная школа плюс до и после. № 8. с. 18-22. 4. Кондрашова Р. В. 2012. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Научный журнал КубГАУ. №81(07). с. 1-11.
5. Михалёва Е. И. 2006. Этническое воспитание будущих первоклассников в поликультурном пространстве: Дис. канд. пед. наук. Ижевск. URL : https://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/376/06_12_004.pdf?sequence=2.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html. 28.08.2014.
7. Суслова Э. К. 1999. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание. № 1. с. 82-91.
8. Тюлепаева Э. Р. 2011. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста : Автореф. дис… канд. пед. наук. Челябинск. URL : https://www.cspu.ru/uchenomu_soiskatel_referat240.pdf. 28.08.2014.