Динара
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Работа на тему: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности, Мухамбетовой Динары Ивановны
Актуальность.
На современном этапе совершенствования системы образования большое внимание в ДОО уделяется решению задач, связанных с развитием творческих способностей воспитанников. Закон «Об образовании в Российской Федерации» одном из своих базовых принципов указывает на «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также придается развитию творческих способностей ребенка, и формированию позитивных установок к различным видам творчества, что обозначено как одна из наиболее важных задач образовательной работы.
Цель исследования: разработать и реализовать Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности, проверив опытным путем.
Объект и Предмет исследования вы видите на слайде.
СЛАЙД 3
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности эффективен при следующих педагогических условиях:
• мотивирование дошкольников на активное проявление творческих способностей;
• развитие творческих способностей в образовательном процессе на основе максимального использования игровых технологий;
• оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для стимулирования творческих проявлений в свободной деятельности;
• включение родителей в совместную с ребенком творческую работу по развитию способностей дошкольника в разных видах художественной деятельности.
Задачи исследования определяются целью исследования и выдвинутой гипотезой.
1. Проанализировать научные литературные источники по проблеме развития творческих способностей.
2. Определить критерии и условия развития творческих способностей старших дошкольников.
3. Подобрать диагностический инструментарий и организовать опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.
4. Разработать и реализовать Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности, проанализировать результаты.
СЛАЙД 4
Основной метод исследования: педагогический эксперимент, который реализовывался в три этапа, которые Вы видите на слайде.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности может использоваться в практике образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организация и организациях дополнительного образования, родителями дошкольников.
СЛАЙД 5
На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей мы раскрыли понимание, и условия их развития в старшем дошкольном возрасте, определили критерии оценки уровней развития творческих способностей: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный и рефлексивный.
СЛАЙД 6
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ № 40 «Яблонька» г. Королева. В исследовании приняли участие 53 ребенка старшего дошкольного возраста. Целью была проверка опытным путем разработанной и реализованной Модели развития творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности.
Основой для диагностики и работы служили определенные при теоретическом анализе критерии, для оценки которых подобраны соответствующие методики.
Диагностированный на констатирующем этапе эксперимента общий уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет выявил у трети детей низкий уровень развития творческих способностей в разных видах художественной деятельности.
СЛАЙД 7
Общая выборка была разделена на экспериментальную и контрольную группы, численность старших дошкольников в них составила 26 и 27 детей соответственно. Результаты диагностики Вы видите на слайде, и они согласуются с общими данными по всей выборке.
Полученные в результате диагностики показатели в экспериментальной и контрольной группах были проверены методами математической статистики. Полученное эмпирическое значение Uэмп(338.5) находится в зоне незначимости, что подтверждает идентичность выборок (экспериментальная и контрольная группа, и является основанием для проведения формирующего эксперимента.
СЛАЙД 8
Для реализации цели исследования нами разработана модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности, включающая лепку, аппликацию, конструирование, рисование, художественное слово и музицирование. В нашей работе основой для художественной деятельности служили сюжеты известных сказок. Работа осуществлялась в течение трех месяцев. В реализации модели участвовали 26 дошкольников 6-7 лет (экспериментальная группа).
Созданные педагогические условия включали мотивирование дошкольников на активное проявление творческих способностей, развитие творческих способностей в образовательном процессе на основе максимального использования игровых технологий, оптимизацию развивающей предметно-пространственной среды и включение родителей в совместную с ребенком творческую работу.
СЛАЙД 9
Каждая серия занятий включала несколько, объединенной общей тематикой. Занятия, в свою очередь, содержали два вида художественной деятельности.
Особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной художественной деятельности воспитанников, предоставлении им максимально разнообразного материала для творчества. Она имеет свойства открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции, обеспечивает свободный доступ детей к игрушкам, материалам, инвентарю для художественной деятельности, соблюдены требования надежности и безопасности.
В ходе реализации модели развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности использовались такие формы предварительной работы, как прогулки и совместная деятельность с детьми, рассматривание и беседы по репродукциям картин, прослушивание музыки. Обсуждение процесса и продуктов творчества сопровождало всю деятельность воспитанников, включая режимные моменты.
Работу с семьей (родителями) воспитанников мы проводили в нескольких направлениях: включение отдельных удачных педагогических находок из семейного воспитания в процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, оказание педагогической помощи семьям в воспитании и творческом развитии дошкольников, и координировании работы с детьми ДОО и родителей.
СЛАЙД 10
Диагностика уровня развития творческих способностей детей экспериментальной группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет по критериям выявила преобладание старших дошкольников с высоким и средним уровнем развития. Динамика данных уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет по критериям демонстрируют выраженные позитивные изменения творческих способностей старших дошкольников.
Динамика данных уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет контрольной группы по критериям демонстрируют незначительные изменения.
СЛАЙД 11. Результаты исследоавния.
По итогам проведенной работы изменение общего уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет в экспериментальной группе составила уменьшение детей с низким и средним уровнем на 23% и 8% соответственно, и увеличение на 31% с высоким уровнем. В контрольной группе наблюдается уменьшение детей с низким уровнем на 4%, и на те же 4% – увеличение воспитанников со средним уровнем. Количество детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с высоким уровнем развития творческих способностей в контрольной группе осталось без изменений.
Полученные в результате диагностики показатели в экспериментальной и контрольной группах были проверены методами математической статистики. Полученное эмпирическое значение Uэмп(195) находится в зоне значимости, что подтверждает, что более выраженные позитивные изменения уровня развития творческих способностей детей 6-7 лет экспериментальной группы произошла за счет реализации модели развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.
СЛАЙД 12
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!